Сказка — ложь, да в ней намёк

«Звёздные войны: последние джедаи» в калужских кинотеатрах
15:31 09.01.2018
0 761
Валерий ПАНТЕЛЕЕВ.
Читайте KP40.RU:

Кинодинозавры

В новогодние каникулы идея сходить в кино посетит такое количество людей, что пойдут даже на те фильмы, которые обычно демонстрируются пустым креслам. Наверняка будет немало и тех, кто пойдёт на «Звездные войны».
Первый фильм этой культовой саги вышел в мае 1977 года и имел просто оглушительный успех. Тема космоса была тогда очень популярна: в самом разгаре — космическая гонка двух сверхдержав, люди уверены, что через какие-то несколько десятилетий будут летать в космос как к себе на дачу.

С того времени прошло уже сорок лет. Высадка американцев на Луну оказалась кинопостановкой, а технический прогресс свернул с механики и пошёл совсем по другому пути. Человечество с увлечением занялось информационными технологиями. Вместо звёздных путешествий и персональных космических кораблей массовый потребитель получил Интернет и персональные компьютеры.

Кто там смеётся над тем, что мы до сих пор смотрим «Иронию судьбы», вышедшую на экраны в 1976 году? Со «Звёздными войнами» — та же история, только у американцев. И что вы думали? «Последние джедаи» вошли в число самых кассовых фильмов, собрав за 2 недели 700 млн. долларов выручки.

Космос с запахом нафталина

Зачем люди ходят в кино? Отвлечься от серости будней, на пару часов переместившись в другой, более увлекательный мир. Скажу сразу, мне это перемещение не удалось. Уж слишком примитивно всё: от старых наивных кукол до уже забытого пафоса, характерного для середины ХХ века.

Фильм не то чтобы откровенно слабый, он просто интеллектуально и художественно беспомощный. Типичный набор персонажей в заезженных амплуа, плоские роли, примитивный сюжет борьбы сил добра и зла, набившее оскомину фехтование главных героев. Видеоэффекты тоже приелись и даже трёхмерная графика уже не спасает.

Но главная проблема восприятия заключается в том, что ни одна из противоборствующих сторон в фильме не вызывает никакого эмоционального отклика. И это неудивительно: ведь «хорошие парни» в фильме, по сути, ничем не отличаются от «плохих». И та, и другая стороны действуют практически одинаково, используя одни и те же подлые приёмы.

Авторы фильма об этом тоже, видимо, догадывались, поэтому, чтобы хоть как-то сори­ентировать зрителя, «где наши, а где немцы», использовали художественные приёмы времён Мольера: фоновую музыку и внешний вид героев.

Промежуточный итог

Тем, кто хочет просто отдохнуть и развеяться, дальше читать нет никакого смысла. Посидеть в удобном кресле, посмотреть красивые трёхмерные картинки и поностальгировать — почему нет? Тем же, кто готов копнуть немного глубже — следующие два раздела.

Идеология

«Звёздные войны» — фильм американский и рассчитанный в первую очередь на восприятие американского зрителя. Того, что замечаем мы, они не замечают потому, что для них это естественные элементы повседневной жизни. В этот фильм, как в абсолютно любое произведение искусства, внедрены некие идеологические установки. Они выражаются прежде всего в утверждении неких моделей поведения, которым неявно предлагается следовать.

Что это за модели поведения? Очень странно, но на первом месте в фильме — самоубийцы-камикадзе. Эта тема присутствовала и в советской идеологии — вспомним мифы о Николае Гастелло и Александре Матросове. Потом человечество пришло к тому, что такое прямое жертвование собой неэффективно даже в военном смысле. Затем эта тема вернулась, уже в виде исламистского терроризма. И теперь мы видим её в абсолютно позитивном контексте в «Звёздных войнах». Причём несколько раз.

Второе — в мире «Звёздных войн» среди людей нет никакого плюрализма мнений, выборов и прочих вольностей: только жёсткая дисциплина, отступление от которой моментально и сурово карается. Это подаётся как норма общественных отношений.

Политика

Политическая линия в сюжете «Звёздных войн» при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно точным отражением политики самих США. «Хорошие парни» — полный винегрет из каких-то евро­пеоидов дегенеративного вида, негров, азиатов, каких-то инопланетных уродов. «Плохие парни» в своём большинстве — вполне нормальные белые мужчины. Что это, как не нынешнее глобальное противостояние либералов и традиционалистов? И Голливуд в нём совершенно однозначно и логично выбирает свою сторону.

Государственная структура «плохих парней» называется в фильме империей, «хорошие» здесь — повстанцы. Как вам такая оппозиция: «империя–повстанцы», — ничего не напоминает? Как часто мы слышим о том, что США поддержали очередных повстанцев в борьбе за демократию? В фильме всё ровно то же самое.

Плохая империя постоянно преследует хороших повстанцев. Однако по факту в фильме чаще нападают как раз повстанцы. Но они нападают не просто так, а всегда в ответ на некую угрозу. А потому их нападение первыми вполне морально оправдано. Тоже классический внешнеполитический ход: вспомним хотя бы знаменитую пробирку с белым порошком, которую Колин Пауэлл демонстрировал в ООН.

Кто же руководит условно хорошими повстанцами? Семидесятилетняя бабушка, именуемая генералом и внешне похожая на Хиллари Клинтон. И с такими же хищными замашками. Например, она запросто может внезапно ударить подчинённого по лицу. Так и вспоминается искренняя радость бывшего госсекретаря от сообщения о гибели Каддафи.

Эффект 25-го кадра

В своё время эта тема занимала учёных. Сначала думали, что, если демонстрировать человеку изображение длительностью 1/25 секунды, оно идёт прямо в подсознание. Потом пришли к выводу, что всё это ерунда, и тему забыли.
Однако существует похожий эффект, который сейчас активно используют в современном кинематографе. По старой памяти его иногда называют эффектом 25-го кад­ра, но это другое: эпизод длительностью от нескольких секунд до минуты, в котором демонстрируются идеологически заряженные образы. Часто — на заднем плане, чтобы сознание их не фиксировало.

Такой эпизод присутствует и в «Звёздных войнах». В самом конце, что важно само по себе. Перескажу его полностью.

Помещение, напоминающее русскую избу, в котором сидят оборванные мальчишки. Вдруг врывается какой-то злой мужик с широкой лохматой бородой, похожий то ли на Карабаса-Барабаса, то ли на лубочный образ русского мужика. Он кричит на мальчишек, и те разбегаются. Один из них, явно славянской внешности, идёт подметать двор и мечтательно смотрит на небо. Он несвободен. Он желает, чтобы прилетели повстанцы и принесли с собой демократию.
И вот тут мне стало немножко не по себе.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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