Вы какой персонаж в сказке?

Оказывается, сказки интересны не только детям. И взрослые могут их использовать, чтобы что-то изменить в своей жизни.
17:22 05.12.2017
0 928
Светлана ТЕПЛЯКОВА.

Сказкотерапия сейчас очень популярное направление в психологии. Как это работает?

Золушка или Марфушенька-Душенька

— Мы, мамы, рассказываем своим детям сказки, которые нравятся нам. И получается, что программируем детей на тот или иной сценарий, — объясняет психолог Евгения ШЕВЧУК. — В старину сказки рассказывали не только детям, но и взрослым. У славянских народов есть женские сказки, которые практически не сохранились, — их было принято рассказывать в кругу семьи, — мужские, бытовые, героические, волшебные. А ещё есть мифы — истории о мироустройстве, богах и духах. Всё это сочинили люди. И всё это не взялось из ниоткуда. Потому что то, чего нет, рассказать нельзя. Возьмём персонажи — камни, деревья, ветер, небо. У неба будут звёзды-дети. И это накладывается на нашу человеческую структуру. Можно посмотреть, как работает программа, и внести в неё изменения.

— Переделать сказку?

— Если есть необходимость, то, да, переделать. Сначала формулируется запрос, задача. Под этот запрос выбирается сказка. Затем смотрим, где слабое место, почему задача не решается. Анализируя сказку или внося в неё изменения, мы можем «починить» это место и решить задачу. Проблему можно взять любую и сказку любую. Но сказки надо рассматривать с разных ракурсов и находить неожиданные ресурсы и пути решения задач.

— Например, многие девушки хотят выйти замуж, как Золушка…

— Для начала надо определить, какой вы персонаж. Золушка? Отлично! Вы живёте, как Золушка? Посмотрите, она работает на мачеху и сёстер и ничего за это не получает. Семья постоянно устраивает ей препятствия, но именно благодаря им Золушка встречается с принцем. То есть всё происходит вопреки усилиям мачехи. Волшебство в этой сказке нужно, чтобы привлечь внимание. Новая одежда — это ресурс. Вы работаете на фирме, начальник с вами рассчитывается деньгами. Кто вам должен принца? И далее пассивная позиция ожидания принца может смениться на активную. Но многие сценарий не проходят до конца, потому что замыкаются в сказочном цикле. А если вы уже замужем, у вас дети, тогда это другая история — Золушка выросла, и ей пора стать для кого-то Крёстной и самой творить чудеса. Кроме того, бывает, что девушка видит сказку, где главной героине в конце «подгоняют» принца, например «Морозко», но не видит, что там она не Настенька, а второстепенный персонаж — Марфушенька-Душенька, которая жениха не получает.

Придумайте сериал

— Можно ли самому увидеть проблему?

— Это трудно, когда находишься внутри своей жизни, но можно, иногда даже в дружеской беседе. У одной женщины сильно болел ребёнок. Как-то она пила чай с подругой и обронила фразу: «Я всегда думала, что буду ухаживать за больным ребёнком». И подруга замерла от этих слов. Сразу всё сложилось: будто бы ребёнок болеет для того, чтобы у неё эта запрограммированная в голове задача реализовалась. А ведь можно выбрать другое. И, когда проблема вскрылась, — всё изменилось, и ребёнок быстро выздоровел.

— Сказку надо записать?

— Нет строгого правила. Можно взять уже известную, можно придумать свою. Я советую сказку записать. Но, как человек, который к себе тоже эту технику применяет, понимаю, что иногда сделать это невозможно. Потому что, пока сказка не записана, есть ощущение, будто может ещё что-то в ней измениться. Можно рассказать маме, другу…

— Под разные запросы — разные сказки?

— Мне ближе сериал, где можно взять одну героиню и ставить её в разные ситуации.

— А современные сказки, например «Гарри Поттер», подойдут?

— Да, и это могут быть очень интересные истории. Потому что те сказки, которые мы выбираем, они нас чем-то цепляют, там есть какой-то важный для нас ресурс. Как-то я попросила одного молодого человека выбрать сказку. Он думал несколько дней, потом сказал, что это «9 принцев Амбера» Роджера Желязны. Удивительно красивая сказка! Когда он её назвал, я поняла, почему он невероятным образом умеет находить людей, состыковывать их. Это — его сказка, он тот герой, который в своих фантазиях создаёт реальность и перетягивает её в этот мир. Поэтому и по жизни у него происходят нереальные вещи.

Поиздевайтесь над героем

— Как сделать, чтобы придуманное сбылось?

— Посмотрите, насколько ваша сказка похожа на вашу жизнь. Иногда бывает, что у мужчины в сказке постоянно маячит женщина. Но он говорит, что с женщинами у него всё хорошо, ему хочется побольше денег. Часто деньги в сказке — это какой-то персонаж. В данном случае отношения с деньгами можно сравнить с отношениями с женщинами. Деньги — это женщина, и тоже надо уметь договориться, помириться, что-то у неё взять, что-то отдать, сделать так, чтобы она тебя любила. Когда происходит это понимание, в психологической картине жизни уже есть готовность что-то поменять.

У каждого из нас есть свой личный миф, какой-то сценарий про себя. В своём неврозе, в своей маленькой картинке мы не слышим сигналов от мира, но, как только готовы принять изменения, всё открывается и находится.
Хотите решить жилищный вопрос? Берите сказку, как Зай­ка построил лубяную избушку, придумывайте, как он это делал. Далее работает ваше бессознательное — вам вдруг начнут попадаться объявления в газете о квартире, будут поступать предложения о подработке…

Человек часто не видит ресурсов и возможностей. Поэтому полезно уйти в сказку и поиздеваться над своей жизнью, над своим героем, придумать ему что-то из ряда вон выходящее, отправить куда-нибудь на Гоа корзины плести, а потом посмотреть, как это получится в жизни. Потихоньку история начинает «распаковываться», и через некоторое время человек говорит: «Это же было в моей сказке!»

 На заметку 

Есть классный мультсериал «Гора самоцветов» по мотивам сказок разных народов: 67 серий-сказок. Можно посмотреть и найти ту самую, свою.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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