«Сила – внутри каждого из нас»
Педагог-психолог из Кирова вошла в десятку лучших в России.
Стаж у Елены Овчинниковой — 17 лет. Работает в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Кирова и на днях вернулась из Москвы, где участвовала в XI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2017». Из 53 педагогов со всей страны в финал вышли 10 лучших. Это была настоящая психологическая битва.
Хочется погружаться и погружаться
— Елена Станиславовна, сложные задания были на конкурсе?
— Участвовать в подобных мероприятиях и сложно, и интересно. Только период подготовки занимает огромное количество времени. А уж попав на конкурс, оказываешься в профессиональном цейтноте. Предстояло пройти 2 тура: визитка и открытое занятие. Затем составлялся рейтинг, и в 3-й тур вышли только 10 участников. Мы должны были пройти «Кейс», т. е. профессионально решить проблемную ситуацию. Это задание было самым сложным, так как невозможно предугадать, какую ситуацию тебе предложат. Зато на открытом занятии я чувствовала себя очень комфортно. Это привычная и понятная для меня атмосфера. Кстати, именно за открытое занятие из всех конкурсантов мне поставили один из самых высоких баллов — 4,9.
— Вы смогли дойти до финала и попасть в 10 лучших педагогов-психологов страны. Что дал вам конкурс?
— Ещё большую убеждённость в правильности выбранного пути. Я понимаю, что цели, которые перед собой ставлю, — верные, результаты, которых достигаю, — правильные. Конкурс позволил мне провести тонкий анализ собственных профессиональных компетенций. И могу сказать, что я собой горжусь.
— А почему 17 лет назад вы выбрали эту профессию?
— Выбор профессионального пути — дело сложное. Честно скажу, где-то даже случайный. Я получила профессию педагога, но так и не смогла увидеть себя в ней. К сожалению… Мне хотелось чего-то другого. Случайно познакомилась с работниками Кировского психологического центра, узнала о профессии психолога (на тот момент это была совершенно новая профессиональная деятельность, мало понятная окружающим). И мне захотелось её освоить. Психология — увлекательная наука, молодая, постоянно развивается. Она завораживает… Хочется погружаться и погружаться. Вот я и погрузилась…
Период детства сильно затянулся
— С детьми какого возраста вы работаете? С какими проблемами наиболее часто приходится сталкиваться?
— В основном в сферу моих обязанностей входит работа с детьми подросткового и юношеского возраста, а также с их родителями, педагогами. Проблемы типичные: взаимоотношения с одноклассниками, родителями, педагогами, профессиональное и личностное самоопределение (этим направлением я занимаюсь больше всего), эмоционально-личностные проблемы (повышенная тревожность, страхи, агрессия, неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость и т. д.).
— Правда ли, что дети сильно изменились за последние годы?
— Новое поколение сильно отличается от предыдущих. Оно и продвинутое, и мало знающее одновременно. Огромное количество информации, доступ к которой они получили, — с одной стороны, это хорошо. А вот умение критически её оценивать и переосмысливать ещё, к сожалению, не сформировано. Резко снизилась способность к выстраиванию взаимоотношений (общаются в сети, заменяя живой язык на смайлы и лайки), так называемое клиповое мышление (восприятие мира через короткие клипы (яркие, образные), огромное количество неструктурированной информации). Раньше взрослеющему поколению приходилось её добывать буквально по крупицам, а теперь всё доставляется на «блюдечке с голубой каёмочкой». Но, к сожалению, ценности такая информация абсолютно не имеет. На мой взгляд, период детства сильно затянулся. Дети очень зависят от родителей, не принимают самостоятельных решений.
В то же время появилось много ярких, одарённых детей, которые поражают своей работоспособностью и добиваются немыслимых успехов. Вот такие они у нас разные!
— Интернет — это зло?
— Однозначно не скажешь. С одной стороны, много рисков и опасностей, много информации, плохо влияющей на наше мировосприятие. С другой стороны — кладезь знаний (библиотека, кинотеатр, концерты, не выходя из дома). Но было бы гораздо лучше, если бы эта информация подвергалась тщательной цензуре, чтобы невозможно было бы размещать что-либо на просторах Интернета без фильтра (в любом его проявлении). А отследить, чем ребёнок занимается в этом самом интернет-пространстве, задача не из лёгких даже для внимательных родителей.
Преодолела страх высоты
— А где находите силы для работы, для конкурса?
— Я очень целеустремлённый человек. И если поставила себе цель, буду к ней двигаться. А сила — внутри каждого из нас. Нужно только понимать, зачем я живу, для чего мне нужно то, что я делаю. Конечно, не без поддержки моей любимой семьи. Ещё очень люблю природу, животных. В моей семье — две собаки (одна, кстати, из приюта для бездомных животных), кот и три попугая.
Люблю работать над собой, это тоже даёт силы, вселяет уверенность. Например, совершила восхождение в горы, хотя у меня давний страх высоты. Кстати, делали мы это вместе с сыном. Он у меня оказался очень выносливым и стойким.
— Кто за вас болел на конкурсе? Будете ли в следующем году бороться за звание лучшего педагога-психолога России?
— Болели муж, сын, мои коллеги, поддерживали руководители и специалисты муниципалитета и региона. Встретили с поздравлениями, с пожеланиями творческих успехов. Но бороться за это звание в следующем году, я думаю, уже предстоит моим коллегам.
Финал конкурса. Лучшие педагоги-психологи России. Елена Овичинникова — 4-я слева.
Прогулки с питомцами Милой и Чапой позволяют отдохнуть и набраться сил.
Бештау, Кавказские Минеральные Воды. И эту высоту Елена взяла.