История одного каретника, или Как уничтожают старую Калугу
Как охранные объекты выводят из-под защиты государства и затем сносят.
— За деньги можно написать всё что угодно, даже то, что Кремль не представляет исторической ценности, — сказал накануне сентябрьского пикета в защиту старой Калуги Николай БРОКМИЛЛЕР, краевед, председатель Калужского отделения Всероссийской общественной организации по охране памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Именно эта фраза и стала отправной точкой для данной публикации. Прочитав статью о пикете (см. № 39 «КП». — Прим.ред.), в редакцию «Перекрёстка» обратился писатель и журналист Александр КРАВЧЕНКО. Он рассказал, как несколько лет безуспешно боролся за сохранение одного из калужских объектов культурного наследия.
За спиной Александра КРАВЧЕНКО — трёхэтажный торгово-офисный центр, построенный вместо каретного сарая.
«Мы его купили и будем сносить»
Трёхэтажный дом под номером 8 на улице Московской. До Октябрьской революции это была городская усадьба градоначальника Ивана Ципулина.
— Позади главного дома размещались хозяйственные постройки: баня, погреб, конюшня, флигельки и каретник, — рассказывает Александр Кравченко. Он живёт неподалёку. — На месте дома № 57 по нынешней улице Достоевского был сад.
Городская усадьба Ципулина построена в XIX веке. Она является памятником архитектуры и охраняется государством. Каково же было удивление жителей близстоящих домов, когда в 2011 году в их двор пришли неизвестные люди и обнесли забором одну из хозяйственных построек усадьбы — каретник.
— Мы поинтересовались: «Что, собственно, происходит?» Нам ответили: «Мы этот дом купили и будем его сносить», — вспоминает Александр Кравченко. — Мы удивились: «Как вы можете его снести, если это охранный объект?» В ответ владельцы здания нелитературно выругались: «Что же нам раньше ничего не сказали?»
После сноса постройки Александр Кравченко и его соседи нашли на её месте кирпичи с клеймами мастеров XIX века.
«Ошибочный» памятник
После этого каретник два года простоял, огороженный забором, а в различные ведомства шли письма с просьбой обязать собственника здания — частную компанию — заключить охранное обязательство на него. Но владелец проигнорировал требование не только областного минкульта, но даже городской прокуратуры.
Весной 2013 года министерство культуры и туризма региона организовало проведение историко-культурной экспертизы каретника. Оплачивал её собственник строения. В качестве эксперта выступал известный столичный архитектор Илья Яровой, который пришёл к выводу, что каретник является постройкой советского периода, исторической ценности не представляет и к памятникам отнесён ошибочно. А значит, и оснований для заключения охранного обязательства на это строение нет.
Липовая экспертиза?
Результаты заключения Ярового Александра Кравченко и калужских краеведов удивили. Ведь документы областного архива убедительно доказывают факт существования каретника ещё в XIX веке.
— Вот дореволюционная фотография усадьбы — на ней видно, что строение есть. А это план усадьбы, датированный 1900 годом, и на нём каретник тоже видно. Есть также письмо сына Ципулина, датированное 1918 годом, в котором он пишет, что у него реквизировали коней из каретника. Это также подтверждает факт существования постройки.
Единственный документ, который указывает на «советскость» постройки, — учётная карточка БТИ от 1943 года, в ней записано, что каретник построен в 1930 году. Правда, в заключении говорится, что Яровой ссылается не только на неё, но и на документы из областного государственного архива. Но у Александра Александровича на этот счёт есть сомнения.
— Ведь в архивных записях каретник фигурирует! Получается, эксперт или не изучал документы, или сознательно проигнорировал их.
Разграбление по-калужски
Однако в региональном минкульте результаты экспертизы Ярового подвергать сомнениям не стали. Более того, в ведомстве отметили, что оснований для повторного исследования, которое могло бы опровергнуть выводы столичного архитектора, нет. В 2013 году каретник снесли, а на его месте построили офисное здание.
— Когда старую постройку ломали, мы достали кирпичи с клеймами мастеров XIX века, — говорит Александр Кравченко. — И этот факт тоже говорит о том, что оно построено отнюдь не в 30-е годы прошлого столетия, как утверждает столичный эксперт. Вся эта история напоминает мне известную побасенку: «Не верь глазам своим, а верь словам моим». Мы видим дореволюционную фотографию, на которой каретник стоит, читаем письма сына Ципулина, есть заключение областного архива. И тем не менее получается, что этому верить мы не должны, — только заключению эксперта Ярового.
— Почему вы решили поднять эту тему сейчас, хотя дело уже сделано? — интересуюсь я. — Ведь каретник не вернуть.
— Потому что идёт разграбление города, и никто не встаёт на его защиту. Потому что за деньги действительно можно написать всё что угодно. Но ведь какой-то предел должен быть! Если эксперты будут делать такие заключения и дальше, мы можем потерять ещё пол-Калуги и остаться среди одних новоделов.
Улица Московская, 8. Когда-то этот дом принадлежал городскому голове Ивану Ципулину.
Стремиться к гармонии
«Теряя старую Калугу, мы теряем себя» — эту надпись я прочла на одном из плакатов, с которыми пришли краеведы на сентябрьский пикет. Александр Кравченко с этим мнением абсолютно согласен.
— Старый город — это музей под открытым небом, попадая в который, понимаешь, как жили наши предки, какая среда их окружала, и сравниваешь с тем, что есть сейчас. Даже обычные бытовые здания — тот же каретник — были красивыми. Среда, в том числе архитектурная, воспитывает в нас чувство прекрасного. К сожалению, современное общество зачастую страдает отсутствием вкуса, и это проявляется в самых разных сферах: в том, какие песни звучат из телевизора, какие фильмы снимают, какие дома строят. Все эти явления связаны между собой, поскольку являются частью единого организма, который называется культурой. Учёные уже доказали, что жить среди «домов-коробок» просто вредно. Нужно, чтобы в городе гармонично сочетались и красивая архитектура, и зелень. И тогда — я уверен — мы станем чуточку лучше.