Какими будут пенсии в следующем году
Основа пенсий — экономика
Несмотря на то что, как утверждается, экономика растёт хорошими темпами, на пенсиях это никак не отражается. Скорее, наоборот — правительственные чиновники любыми путями пытаются снизить пенсионную нагрузку на бюджет.
Почему так происходит? На самом деле ситуация в экономике, несмотря на отдельные успехи, оставляет желать лучшего. С «нефтяной иглы», по большому счёту, слезть так и не удалось. Доля нефтегазовых доходов немного снижается, но по-прежнему составляет около половины экспортных. Поэтому нынешняя цена нефти ниже 60 долларов вкупе с закрытием доступа к дешёвым западным кредитам крайне болезненна для экономики.
Неудивительно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда России в 2018 году составит 151,9 млрд. руб. Перспективы тоже неутешительные: доля пенсионеров по отношению к работающим неуклонно растёт.
Как инфляция съедает пенсии
Согласно российскому законодательству пенсии, равно как и зарплаты бюджетников, защищены от инфляции механизмом ежегодной индексации. Недавно было заявлено, что рост страховых пенсий в 2018 году составит 3,7%, что выше уровня инфляции, которая по прогнозам правительства не превысит 3,2%. Однако тут заложено некое лукавство.
Пенсии рассчитываются в зависимости от размера инфляции, которая вычисляется на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики. Однако если мы посмотрим, к примеру, на изменение цены на мясо в Калужской области, то окажется, что за 9 месяцев этого года, по тем же самым официальным данным, говядина подорожала на 9%, а свинина — на 7%.
В начале 2017 года российские пенсионеры получили единовременную выплату в 5 тысяч рублей вместо индексации пенсий. Власти тогда объясняли, что для большинства пенсионеров общая сумма индексации равняется этим самым 5 тысячам, а для тех, кто получает минимальную пенсию, это даже больше.
С одной стороны, это на самом деле так. Но с другой, это привело к тому, что теперь индексация будет проводиться исходя из замороженной год назад суммы, а значит, инфляция опять безнаказанно съест часть пенсии.
Неправильные пенсионеры
Поскольку пенсия у многих едва дотягивает до прожиточного минимума, люди продолжают работать, даже достигнув пенсионного возраста. За редкими исключениями, ни о каких престижных и высокооплачиваемых должностях в этом случае речь не идёт. На такие уже после 40 не устроишься, а ниша на рынке труда 60-летних — это в основном получающие такую же минимальную зарплату сторожа, консьержи, уборщицы.
Вот на них правительство и решило сэкономить, отменив индексацию их пенсий. Это изменение в законодательстве действует в стране с 2016 года. Предполагается, что пропущенные индексы будут восстановлены после прекращения трудовой деятельности.
Почему так сделано, хорошо пояснил глава Минфина Антон СИЛУАНОВ:
—По работающим пенсионерам у нас предусмотрен и есть сейчас рост реальных зарплат большими темпами, чем рост инфляции. Это продолжится и в следующем году. И у пенсионеров, которые работают, есть возможность иметь больше средств и доходов. Прирост будет выше инфляции.
Можно пересказать слова министра по-простому: зарплаты в России растут как на дрожжах, поэтому, если пенсионер работает, он и так гребёт деньги лопатой, и никакая компенсация ему не нужна.
Недавно депутаты от КПРФ Олег Смолин и Николай Коломейцев внесли законопроект, восстанавливающий индексацию пенсий для работающих пенсионеров. По их мнению, эта норма не только снижает уровень жизни работающих пенсионеров, но и дестимулирует их к труду.
Действительно, в дискриминации работающих пенсионеров заложена порочная философия, не только выталкивающая человека пенсионного возраста из общества, но и лишающая его возможности способствовать экономическому развитию своей страны.
Военные пенсионеры
Бывших служивых в России немало — 2,6 миллиона человек. Военная служба сохранению здоровья, мягко говоря, не способствует. Как правило, к 40 годам человек уже имеет букет хронических заболеваний, связанных с нервными и физическими перегрузками. Поэтому и пенсия у военных исчисляется иначе, чем у гражданских.
Недавно все федеральные телеканалы показали Президента РФ Владимира Путина, отдающего распоряжение проиндексировать военные пенсии не с 1 февраля, как предполагалось раньше, а с 1 января, одновременно с гражданскими пенсионерами. Но за кадром осталось самое главное — отмена повышения так называемого кастрирующего коэффициента.
Речь идёт о том, что в ноябре 2011 года был принят 309-ФЗ, согласно которому с января 2013 года для военных пенсий начал действовать понижающий коэффициент 0,54, с условием его ежегодного увеличения на 2 процентных пункта вплоть до единицы, то есть его полного исчезновения. Что и происходило каждый год, кроме 2015-го, когда такой индексации не было. В итоге на момент последнего перерасчёта военных пенсий в феврале этого года «кастрирующий коэффициент» составлял 0,7223.
Однако 26 октября в первом чтении принят Законопроект № 274628–7, который приостанавливает действие части 2-й статьи 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, … и их семей», — той самой, которая обязывала ежегодно делать перерасчёт и увеличивать коэффициент на 2 процентных пункта.
Но здесь два капкана. Первый: выходит, что в начале следующего года вместо увеличения «кастрирующего коэффициента» для военных пенсионеров проведут только инфляционную переиндексацию, в результате чего пенсия хотя и вырастет, но на меньшую сумму.
Но главное — в этом случае в отношении бывших военных может начать действовать та же норма закона, что и для гражданских: отмена инфляционной индексации работающим пенсионерам.
Впрочем, всё это пока в области предположений. Законопроект № 274628–7 окончательно не принят и не подписан президентом, официальных разъяснений по этому поводу тоже ещё нет.
Однако прослеживается общая тенденция и для гражданских, и для военных пенсионеров: экономика находится на подъёме, но цены растут, а денег на повышение пенсий у правительства нет.