Ускользающая красота, или «Доллар» тоже цветёт
В завершение садово-огородного сезона нам удалось побывать у Элеоноры ЛУКИНОЙ.
Пожалуй, невозможно найти дачницу, которая не увлекалась бы цветами. Элеонора Маратовна без тени сомнения отдала этим растениям практически весь свой участок, оставив лишь несколько грядок под овощи, ягоды да теплицу. В итоге её дача превратилась в красивейший сад. Сюда приезжают цветоводы-любители на экскурсии. Вот и мы последовали их примеру.
Гортензия «ваниль фрайз».
Цветочные облака
Подойдя к владениям Элеоноры Маратовны, понимаешь, что здесь — царство цветов: на калитке — железная ромашка, клематисы оплетают забор. А весной прохожих привлекает ароматный земляничный чубушник. Хрупкие, тонкие ветви растения усыпаны мелкими белоснежными цветами.
Элеонора Лукина выступает за естественную красоту, поэтому среди её зелёных питомцев не встретишь новомодных садовых скульптур в виде гномиков. Зато здесь множество удивительных, редких растений, которыми она щедро делится с друзьями и соседями.
В тот момент, когда нам выпала честь побывать на участке, здесь «бушевали» гортензии. Дачница посадила несколько сортов, и каждый из них интересен по-своему. Невозможно пройти мимо «клубничного мороженого со сливками» — соцветий метельчатой гортензии «ванилль фрайз», или белого облака — «сильвер доллар», ярких цветов «ранней сенсации». Кстати, последнее растение вполне оправдывает своё название — обильно цветёт с июня до конца сентября. Но Элеонора Маратовна ведёт нас мимо гортензий, которые скорее напоминают сказочные деревья, чем цветы, к одному из своих фаворитов, маленькому чуду — гортензии «бобо».
— Она мне очень нравится — низкорослая, — говорит цветовод. — А самую мою любимую гортензию «пинки винки» прозвали аристократом. Если у всех остальных представителей этого вида соцветия падают, то у этой они всегда стоят прямо. Посмотрите, какая красота.
Действительно, от конусовидных двухцветных растений трудно отвести взгляд. Одни стоят белые, у других только-только начали краснеть соцветия, а третьи практически полностью стали пурпурно-розовыми.
— В этом году у меня появилась новая маленькая гортензия — «конфетти».
Любимая гортензия цветовода — «пинки винки».
Живые арки
Ещё одна слабость Элеоноры Маратовны — клематисы. Они тоже отличаются многообразием. Есть среди них капризные красавицы, которые необходимо укрывать на зиму, и совсем неприхотливые растения, которые разводятся самосевом. Одни клематисы оплетают арки, стены, другие стелются ковром по клумбе.
— Ароматные клематисы самосевом не размножаются, — говорит цветовод.
Каждая клумба на этой даче сродни произведению искусства. Все растения подобраны со вкусом, так, чтобы, с одной стороны, они чувствовали себя комфортно, а с другой — сочетались со своими соседями. И ведь вся эта красота –ускользающая, мимолётная.
— Вот этот мимулюс — однолетнее растение. Я его выращиваю из семян, а есть у меня и многолетнее этого же вида. Цветок был у меня давно, а потом вдруг пропал, в этом году я его приобрела, — показывает дачница ярко-жёлтое растение с россыпью красных точек.
Элеонора Маратовна отмечает, что все однолетники отличаются обильным цветением, они стремятся за свою небольшую жизнь одарить нас красотой. Многолетние же растения более скупы на цветение, зато ими, при правильном уходе, можно наслаждаться несколько лет.
Садовые декорации
Увлекается Элеонора Маратовна не только цветами, у неё растут и всевозможные хвойники, травы, злаки. Особенно привечает она папоротники.
— «Адиантум» — мой любимый, — показывает она растение с ажурной листвой, напоминающей женские кудри.
На участке есть несколько видов горцев. Эти обильно цветущие растения прекрасно подходят для создания цветочных композиций. При этом горцы довольно неприхотливы.
— Вот это — горец «родственный», а это — «ред дракон», есть «палитра художника».
Вместе с Элеонорой Маратовной мы рассматриваем удивительные стелющиеся растения. У «палитры художника» я невольно задерживаюсь, так и хочется потрогать листву. Кажется, будто кто-то столь неистово писал картину, что краска с кисточки попала на растение.
А ещё на участке есть множество злаков. Своей красотой они легко могут поспорить с остальными обитателями сада. Оригинально смотрится «хасмантиум широколистный» или дикий овёс. Соцветия злака сплюснуты, свисают со стебля в виде капельки. А рядом с ним растёт другой злак — мискантус, он отличается красивыми полосатыми плакучими листьями.
— Мискантус не любит пересадки, — подчёркивает Элеонора Маратовна.
Однако он прекрасно адаптируется практически к любым садовым условиям.
Всё дело в цвете
Есть у цветовода растения, которые она ценит не за их цвет, а за форму и палитру красок. Например, гейхеры. Они, благодаря своей листве, — от ярко-салатовой до бордовой — стали незаменимы в ландшафтном дизайне. Вряд ли найдётся ещё одна культура, которая отличалась бы такой широкой линейкой оттенков.
При этом на даче можно встретить растения, которые меняют цвет и размер своей листвы в зависимости от того, где их посадить. Например, камнеломка теневая. Несмотря на своё название, она растёт и на свету, и в тени. На свету розетки более крупные, а листья более жёлтые, в тени же они становятся миниатюрными, тёмно-зелёными с жёлтыми прожилками. Один из плюсов этого растения — неприхотливость. Оно развивается даже среди камней, расползаясь пышным ковром. Прекрасно зимует, не требует укрытия.
Цветовод любит стелющиеся растения. Поэтому на её участке представлено сразу несколько видов тимьяна, который оплетает камни, выползает на дорожки.
— Правда, он не терпит, когда по нему ходят, — добавляет хозяйка сада.
На участке у Элеоноры Маратовны нашлось место розам, гвоздикам, анемонам, бузульнику, нескольким деревьям, среди них есть даже вяз. Поэтому неудивительно, что здесь стремятся побывать многие калужские цветоводы
Самый вкусный
Напоследок мы заглянули в теплицу. И убедились, что Элеонора Маратовна такой же искусный овощевод, как и цветовод. Урожай томатов она собрала очень даже неплохой. Например, у неё растёт раннеспелый гибрид «настёна» с длинными кистями, усыпанными сладкими плодами.
— А вот это «инжир» — вкуснейший, урожайнеший сорт, — показывает дачница красные крупные плоды.
Элеонора Маратовна признаётся, что фитофторы у неё не бывает. Теплицу она хорошо проветривает, а чтобы не было лишней влаги, полив осуществляет через пластиковые бутылки, которые вкопаны рядом с растениями.
А ещё калужанка показала нам свою свёклу «рафинад». Этот гибрид даёт сладкие, крупные корнеплоды, отличается стабильно хорошей урожайностью.
Вместе с Элеонорой Маратовной на электричке мы возвращаемся в Калугу. Всё время, пока едем, я нахожусь под впечатлением и от растений, и от самого цветовода. Женщине уже за восемьдесят, а на её участке невероятный порядок: ни одной лишней травинки, все дорожки вымощены плиткой, цветники украшены камнями, есть и прудик. И при этом всё это делала она сама, никто не помогал. Родственники-то живут далеко. Каждый год цветовод заявляет, что наступивший дачный сезон будет для неё последним, мол, нет больше сил ухаживать за таким количеством растений. Но приходит весна, и она снова на своей даче. Цветы её не отпускают.
Томат «инжирный».
Яркий «мимулюс».
Многолетняя эхинацея.
Камнеломка теневая.
Роза «надия».
Окультуренный дикий овёс.
Горец «палитра художника».
Так тимьян оплетает камни.
Уголок с хвойными растениями.