В первый раз в 1«Б»
Светлана СМИРНОВА, учитель начальных классов СШ № 2 г. Калуги:
— В этом году я закончила Институт педагогики (раньше это был факультет начального образования) Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского. Знала, что буду работать в школе, уже тогда, когда поступала в вуз. Мне всегда нравилось общаться с детьми, каждый из них по-своему интересен. В своём желании работать в школе утвердилась ещё больше, когда побывала там на практике. С 1 сентября я стала для коллег и учеников Светланой Валерьевной. Мне дали 1«Б» класс. Когда мы увиделись с детьми впервые, они поначалу немного удивились и спрашивали: «Это вы нас учить будете?» Общий язык с ребятками мы нашли быстро, уже чувствую их своими, знаю всех по именам. Родители тоже относятся ко мне уважительно. Конечно, я волнуюсь, идя на работу. Для меня важно провести урок хорошо, чтобы мои ученики поняли тему, открыли для себя что-то новое. Поэтому много времени уделяю подготовке к занятиям. Готовлюсь по вечерам, потому что после уроков у меня ещё и продлёнка. Как для педагога для меня важно не только дать детям крепкие знания, но и воспитать в них хорошие, ценные человеческие качества. Ведь воспитание происходит не только дома, но и в школе. Все дети очень разные, со своими привычками и характерами, и мне хочется научить их взаимодействовать друг с другом, жить в коллективе. На себя времени остаётся пока немного. Но я отношусь к этому спокойно: в первый год всегда трудно. Так в любой профессии. Коллеги часто спрашивают, не передумала ли я работать в школе. Нет, не передумала. Наоборот: быть учителем мне нравится всё больше и больше.
|
«Многодетный» молодой учитель
Илья МОГИЛЁВ, преподаватель информатики СШ № 6 им. А. С. Пушкина г. Калуги:
— Родился я в Норильске. После 9-го класса переехал в Санкт-Петербург, поступил в физико-математическую школу при Институте информационных технологий механики и оптики (ИТМО). Затем учился в этом же вузе и закончил его с красным дипломом по специальности «Информационная безопасность». На 5-м курсе понял, что это немного не моё направление. Начал искать другие варианты профессиональной деятельности. Узнал о программе «Учитель для России», прошёл пять этапов отбора, обучение на курсах педагогической подготовки от Высшей школы экономики. Весь прошлый год постоянно ездил в Калугу — посещал уроки в школах. Это очень полезно. 1 сентября приступил к работе. Пока непривычно и немного странно, что теперь все называют по имени-отчеству. Вот так живёшь-живёшь, всегда был Ильёй — и вдруг становишься Ильёй Игоревичем. Постепенно привыкаю. Самые большие опасения вызывал вопрос дисциплины, но пока особых проблем с этим не возникало. Некоторые моменты панибратства, конечно, случаются: кто-то из ребят поначалу воспринял меня как своего ровесника, — поэтому приходится выстраивать границы, объяснять детям, как себя вести. Кстати, за старшеклассника меня поначалу приняли не только школьники. Как-то у меня появилось «окно», хотел пойти перекусить, но охранник не пустил, сказав, что покидать школу во время уроков нельзя. Я сначала подумал, что это, наверное, какое-то общешкольное правило, но, когда охранник стал говорить мне про записку от родителей, понял, в чём дело. Учеников у меня много — 376 человек, с 6-го по 11-й класс. В день обычно бывает по 5–6 уроков. Сложнее всего с шестиклассниками: они ещё маленькие, год как из начальной школы. Использую в работе с ними различные игровые методики. Дети в восторге. Не знаю, задержусь ли я в школе надолго, но почти уверен, что мне захочется довести свои классы до выпуска. Уходить из социальной сферы не собираюсь. Думаю, что моя дальнейшая профессиональная деятельность так или иначе будет связана с педагогикой и проектом «Учитель для России».
|
Из авиации — в педагогику
Иван АБРАМОВ, учитель физики и математики СШ № 44 г. Калуги:
— Я москвич, закончил Московский авиационный институт. В какой-то момент понял, что большого желания работать в авиации у меня нет. Последние два курса занимался репетиторством по математике, физике и информатике. Работать с детьми мне нравилось. Подумал: почему бы не пойти в педагогику? Год назад знакомые рассказали о программе «Учитель для России». Подал заявку на участие в проекте, прошёл отбор и обучение, с 1 сентября приступил к работе. Иногда удивляюсь, когда меня называют Иваном Андреевичем, но в целом уже привык. У меня три седьмых класса — 70 человек. Веду три предмета: алгебру, геометрию и физику. Это 7 часов в неделю. Плюс дополнительно готовлю к экзамену по физике 9-е и 11-е классы. Бывают трудные дни. Самым сложным за эти три недели был день, когда в школе проводилась учебная эвакуация. Ребята вернулись возбуждённые, не сразу пришли в себя, вести уроки оказалось непросто. Самой позитивной была прошлая среда, когда я проводил игру «Математическая карусель». Мои ученики здорово зажглись, вместе решали задачи, соревновались. Было очень приятно наблюдать, как они работают в команде. Несмотря на сложности, каждое утро ловлю себя на мысли, что иду в школу с радостью. Мне с детьми очень интересно. Получаю от них много позитива. Процесс общения друг с другом только уроками не ограничивается. Ребята приходят ко мне после занятий. Мы во что-нибудь играем или просто разговариваем. Конечно, для меня как для учителя очень важно дать детям необходимые знания и навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Но важнее другое — чтобы ребятам было хорошо в школе. Чтобы они шли сюда с удовольствием. Что будет через два года, я не знаю, но думаю, что после окончания программы я останусь в педагогике. Это то, чем я хотел бы заниматься и дальше.
|
Сыграть в футбол с хулиганом
Александр СТАРИКОВ, учитель английского языка СШ № 2 г. Калуги:
— Родился и вырос я на Урале, в Челябинске. Там же закончил вуз по специальности «Финансы и кредит». Работал в банковской сфере: занимался структурированием сделок с крупнейшими клиентами и проектами по улучшению банковских продуктов. Я многого добился, но тенденции на рынке таковы, что в ближайшие 3–5 лет большая часть той работы, которой я занимался, будет алгоритмизироваться и перейдёт в другую отрасль. Поэтому задумался над альтернативным направлением профессиональной деятельности. Узнав о программе «Учитель для России», решил принять в ней участие. Это был неслучайный выбор. Педагогика всегда шла параллельно моей основной работе. Я постоянно преподавал: студентам в университете, коллегам в банке, — участвовал в мероприятиях по обучению населения финансовой грамотности. Сама по себе профессия учителя очень интересна. В ней практически нет никаких ограничений для творчества. Естественно, у меня есть определённые рамки в виде программы и учебника. Но то, как я построю и проведу урок, зависит только от меня. Этот кабинет — моя маленькая сцена. Новая профессия меня вдохновляет, хотя не могу сказать, что все занятия проходят без сучка и задоринки. Был такой случай: один из моих учеников активно срывал урок. Мы с двумя коллегами, также участниками проекта «Учитель для России», решили сходить на тренировку к этому мальчику: он очень увлекается футболом. Мы хотели поиграть с ним, посмотреть, как он ведёт себя на уроке физкультуры, где ему комфортно, пообщаться в неформальной обстановке. А потом предложили школьникам собрать команду и сыграть с учителями. Вся школа жужжала после этого! Не могу сказать, что потом тот мальчик пришёл ко мне на урок и сразу стал активно работать. Но он как минимум начал говорить. Есть и другие дети, которые две недели молчали, а потом пришли на занятие и произнесли вслух сначала одно слово, потом — предложение. Это пусть маленькая, но победа. Мне важно, чтобы детям на моих уроках было комфортно и интересно. Чтобы они перестали бояться, поверили в себя. Чтобы я за эти два года дал им знания и навыки, которые они смогут применить на практике. Если у меня это получится, значит, не зря работал. Но я пришёл в школу ещё и для того, чтобы показать детям положительную социальную модель. Ко мне часто подходят ребята и задают очень жизненные вопросы: курил ли я и почему сейчас не курю? Занимаюсь ли спортом и почему делаю это? Как отношусь к детям? В нашей школе много ребят из неполных семей, и, если я хотя бы чуть-чуть закрою в их жизни момент в части формирования каких-то мужских качеств, это будет уже хорошо. Останусь ли я в школе, когда программа закончится, пока не могу сказать. Но я точно вижу себя в образовательной сфере. Я черпаю в этой работе вдохновение.
|