Будитель спящих

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 26.09.2017 14:22 0 1126
Будитель спящих

Калужский учёный считает, что систему образования в Калуге нужно срочно менять.

Молчание - знак согласия

В номере от 6 сентября этого года вышла статья «По ту сторону школьной доски», в которой директор школы № 5, депутат городской Думы Сергей Вадимович Зеленов поделился своими мыслями о нынешней ситуации в школьном образовании.

Городские и областные «образовательные» чиновники данную публикацию по своему обыкновению проигнорировали. Вместе с тем статья вызвала определённый резонанс в педагогическом сообществе. В частности, на неё откликнулся профессор кафедры менеджмента и маркетинга КИ МГЭУ Александр Евгеньевич Казачинский - педагог-экспериментатор с большим практическим стажем, автор более 40 работ по современным образовательным и управленческим технологиям.

Куда идём?

Ему 68 лет, он не ест красного мяса, не употребляет алкоголя и обладает просто взрывной энергией. Пройдя путь от слесаря-инструментальщика до профессора, он не растерял юношеского энтузиазма и постоянного стремления к новому.

По его словам, внешние проблемы школы - это отражение проблем внутренних, так сказать, структурных. Современная школьная система штампует бездумных потребителей - идеальный материал для сложившейся в стране примитивной капиталистической системы.

Далее приводим его цитаты в несколько систематизированном виде. Вполне допускаю, что какие-то мысли Александра Казачинского покажутся читателю спорными, с какими-то он не согласится вовсе. Здесь важно, чтобы люди встрепенулись, огляделись вокруг себя и начали наконец что-то делать, а не выполнять функциональные обязанности.

В конце концов Александр Казачинский и сам говорит, что всю жизнь делает только одно: будит спящих.

Школа без идеи

- Интервью Зеленова - это всхлип, который может услышать только Вселенная. Я понимаю его чаяния, понимаю его озабоченность. Но у чиновников вообще нет видения и понимания того, чему учить и кого воспитывать.

Я не имею претензий к нашим чиновникам. И Александр Аникеев (министр образования Калужской области. - Прим. ред.), и Ольга Лыткина (начальник Управления образования Калуги. - Прим. ред.) - замечательные люди. Но они идут по ложному пути, навязанному нашими либералами.

Учение было нужно советскому человеку-созидателю, но зачем оно потребителю? А ведь именно эту социальную роль мы сейчас поставили во главу угла.

Супермаркеты строятся для бедных. Ну, удовлетворили мы свои насущные потребности в еде, одежде, автомобиль любой себе может купить, а дальше что? На этот вопрос сейчас никто не может ответить, поэтому многие не понимают, для чего вообще нужно учиться.

Человек неразумный

- В результате на выходе мы получаем людей без ценностной ориентации и попросту функционально неграмотных. Школа не учит детей самому главному - самостоятельному мышлению.

Я говорю студентам третьего курса: «Я вас поздравляю, наконец-то вас можно принять на первый курс». В том смысле, что студент начинает грамотно выражать свои мысли только к концу второго курса.

Из речи молодёжи исчезли прилагательные. Это говорит о качестве речи, а значит, мышления, его примитивизации.

Что же касается эрудиции современной молодёжи, тут Александр Казачинский собрал целую коллекцию перлов, услышанных от своих студентов - вчерашних школьников.

А учителя кто?

- Директор должен быть учителем учителей, а его превратили сейчас в нечто среднее между бухгалтером и прорабом. Раньше совет директоров школ был самостоятельной силой, сейчас его нет.

Как это произошло? Да очень просто: ввели систему оплаты, при которой часть зарплаты директору платит государство, а другую часть доплачивает муниципалитет. Не будешь лояльным к городским властям - не получишь надбавку.

С учителями ситуация ещё хуже. Есть золотое правило педагогики: каждый может научить только тому, чем владеет сам.

Как-то я проводил занятия с учителями. Спрашиваю: «Какую технологию изобрёл Ян Амос Коменский?» Тишина. «Станислав Шацкий?» Тишина. «Василий Сухомлинский?» Прошу: «Назовите основные этапы взросления и обучения личности!» И никто этого не знает! Но это же главные инструменты педагогики! О каком формировании личности ребёнка с такими учителями может вообще идти речь?

У ребёнка будет хорошая оценка только тогда, когда тип мышления учителя и ученика совпадут. Если у учителя преобладает формальная логика, а у ребёнка творческое мышление - всё, будут одни тройки.

Ребёнок в школе должен быть счастлив. Но его превращают в солдафона, бездумно следуя школьной программе. Если учиться ребёнку трудно - это плохо, он не должен в школе испытывать напряжения. Кого-нибудь сейчас это волнует?

Когда я спрашиваю учителей, чему они учат детей, они говорят: есть программа. А ведь главное - научить ребёнка мыслить.

Мы не учим ребёнка любить себя и своё тело. Но, если ты о своём теле не позаботишься (через здоровое питание, через осмысленное отношение к самому себе), о нём больше никто не позаботится. А потом мы удивляемся, почему дети такие больные.

Учитель - мужская профессия

- «Учитель» в переводе с халдейского языка - «творец». С детьми должны работать люди окрылённые, фантазёры с нестандартным мышлением и пониманием жизни.

Но всё, что создано вокруг, создали мужчины. Созидатель - это всегда мужчина. Женщина - хранительница очага, ей чужды завиральные идеи-фантазии. Сейчас всё больше женщин-учителей, а это неправильно. То же и бизнеса касается. Я знаю многих бизнес-леди, ни одной счастливой среди них нет. Предназначение женщины - вдохновлять мужчину, создавать атмосферу тепла, заботы, любви.

Учить нужно и родителей

- Ребёнка можно учить с 5 лет, но параллельно должны обучаться родители. У нас сейчас родителей учат хоть в одной школе? Да у нас учителя боятся родителей. А родители психологически и педагогически необразованны.

Есть такое понятие - «материнская школа», которое подразумевает, что 50% интеллекта, культуры эмоций и поведения ребёнка закладывает мама.

Будучи директором, я раз в месяц проводил встречи с родителями. У каждого из них был родительский дневник, куда заносилась вся психолого-педагогическая информация о ребёнке. Составлялась программа развития ребёнка в начальной школе, в средних классах и в старших. Каждый родитель получал задание по психологии развития своего ребёнка в семье.

Хоть в одной школе сейчас это делается?

Инновации - это не роботы

- Сейчас модно говорить об инновациях в образовании. Некоторые предлагают сделать классы не квадратными, а круглыми и называют это инновацией. Смешно. Инновация - в изменении структуры образования, в изменении статуса школы.

Я приехал в новую школу в «Кошелеве» - всем нравится, говорят, что красиво. Но там всё закатано в асфальт, всё мёртвое. Где там сад, где земля, где дети могли бы сажать деревья и другие растения?

Раньше при каждой школе были участок, теплицы, сад. Дети не только учились трудиться, но и сами видели, как вырастает посаженное их руками. Нам это нужно, мы же в основной массе по своему генетическому коду - крестьяне. Происходит уничтожение генетического кода страны, но никто этого не понимает.

 Говорят сегодняшние студенты 

- Нестор - это летописец Сталина.

- Междуречье - это территория между Волгой и Амуром.

- Сквер Карпова назван так потому, что в нём раньше разводили карпов.

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ. Фото Сергея КОНСТАНТИНОВА.
Опубликовано: 26.09.2017 14:22 0 1126
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев