Падение газетных тиражей грозит социальным взрывом

Почему государству необходимо поддержать печатную прессу.
11:58 12.09.2017
0 828
Александр ЛАПИН.
Читайте KP40.RU:

Почему государству необходимо поддержать печатную прессу.

Близится октябрь 2017-го. Как писатель я не перестаю изучать историю, свершившуюся сто лет назад. Просматриваю газеты, выходившие в то время. И понимаю движущие механизмы, которые подтолкнули массы на Февральскую революцию и Октябрьский переворот.

Ключевую роль здесь сыграли не партии, не политические деятели, а пресса. Как только газетчики не обхаивали царя и его семью. Воспользовались послаблениями, данными в 1905-м. Одни карикатуры чего стоят: царицу, например, изображали в ванне с Распутиным.

Наблюдая ситуацию 1990-х, я тоже видел, какую роль играли СМИ. Да и сам работал в «Комсомольской правде» на остром направлении - писал о криминале и правовых вопросах. Могу констатировать: пресса раскачивала обстановку и тогда.

Факт остаётся фактом: как минимум дважды в прошлом веке накануне грандиозных потрясений застрельщиками выступали журналисты. И сейчас, в 100-летие революции, опять сложилась ситуация, грозящая нестабильностью.

В чём она заключается?

Тиражи городских газет падают. В первую очередь страдают общественно-политические издания. И это может привести к социальному взрыву.

Людей в отрасли много: квалифицированные специалисты, которые болеют за свои газеты и журналы, неравнодушные люди, владеющие словом.

Многие из них окажутся без работы. Куда они пойдут? Кто-то - в провластные издания или пресс-службы, кто-то займётся пиаром в коммерческих компаниях. Но основная масса вынуждена будет искать способы свести концы с концами. А параллельно подастся в блогеры, реализующие свою гражданскую активность в Интернете. Сама же эта активность часто направлена против существующего порядка. Когда журналисты потеряют работу и их детям станет нечего есть, они начнут критиковать власть в хвост и в гриву. Если сегодня у нас с одним Навальным справиться не могут, то что будет, когда таких соберутся тысячи?

И тут уже как издатель я размышляю: что делать?

Что же я вижу?

Во-первых, катастрофическое падение тиражей во многом связано с тем, что в нашей сфере существуют две разные структуры. Одна - огромная: государственные издания и каналы, а также поддерживаемые властями медиакорпорации. И вторая - небольшие независимые СМИ. Парадокс в том, что финансируемые государством редакции функционируют в условиях рыночной экономики. Демпингуя, они переманивают рекламодателей, лишая самостоятельную прессу доходов и разрушая рынок.

В высоких кабинетах я твержу: «Так нельзя, это искажает и деформирует общественную жизнь!» А в ответ слышу что-то в духе: извините, но не поддерживать такие издания мы не можем, нам сверху указывают, какой процент обеспечить на выборах.

Во-вторых, недалёкие люди, которые обитали во власти, почему-то решили, что после президентской кампании 2012 года печатные СМИ не нужны. И стали рубить сук, на котором сидят: не только оставлять без поддержки сами издания, но и уничтожать систему распространения - убирать газетные киоски. После обращений к руководству страны, к партиям и ОНФ - народному фронту - ситуацию удалось поправить. Но сигнал ясен: власть имущие не понимают серьёзности ситуации.

Причём разрушение сетей - не главная проблема. Она коренится в отсутствии в России нормальной почтовой связи. Два десятка лет почта существует как отдельное предприятие. Хотя это государствообразующий институт. Символ власти на местах. И функционировать она должна в любом отдалённом уголке. У нас же почту поставили в положение, в котором она стала тормозом прессы. Задирая расценки на свои услуги, она делает газеты недоступными для читателей.

Да, издатели пытаются распространять свою продукцию через киоски и супермаркеты. Но всегда огромная доля распространялась по подписке. Сам я выписывал несколько газет и журналов. А сегодня через почту получаю только «Литературную газету». Да и за ней надо ходить в отделение - по адресу её не доставляют.

Я живу в деревне. Люди активно переезжают в наши места. Обосновываются, строят дома. Но почта работает через пень колоду. Периодически привожу газеты из города и раздаю соседям: людям надоело смотреть по ТВ на одни и те же лица.

Почта необходима и сейчас, не потеряет актуальности и в будущем, когда завершится новая технологическая революция.

К чему она уже привела?

Интернет проник во все сферы. Поэтому сегодня нужно перестроить само содержание газет. Когда в 1990-е мы работали над новым обликом «Комсомолки», во главе угла были оперативность, информативность.

С тех пор обстановка изменилась, но многие издатели продолжают ехать на той же козе. За Интернетом не успеешь: любой может снять на телефон видео, и через две минуты оно облетит планету. Работающие по старинке газеты теряют читателя.

Почему популярны блогеры? В основном это люди, что-то собой представляющие. Один прекрасно готовит, второй умеет ремонтировать машины, третий - увлекательно рассказывать о путешествиях… В тех же газетах я выделяю для себя конкретных авторов, чьё мнение мне интересно. Поэтому нужно привлекать больше ярких личностей, авторитетных в своих областях. Прекращать погоню за сенсацией. Переходить на другой тон.

Кстати, в советских изданиях существовала система заавторства - у меня, например, были знакомые прокуроры, судьи, адвокаты, которые литературно излагать мысли не умеют, и я писал статьи за них. А ещё раньше материал давали рабкоры.

Сегодня ничего этого нет. А человеку по-прежнему интересен человек. Нужны специалисты. Будет газета полезна читателю - будет жить. Но для этого ей нужно трансформироваться.

Как сделать это в условиях конкуренции?

Да, финансовых ресурсов не хватает. Но есть, к примеру, норвежский опыт. После того как многие издания перешли в цифровой формат, выяснилось, что потребность в печатной прессе сохранилась. Они собрали подписчиков и теперь выпускают газеты на заказ. Я не призываю к копированию. Те же норвежцы пришли к этому не так просто: создали общественный фонд, который поддерживает печатные СМИ.

Нам бы тоже не помешала такая структура. Она должна обеспечить плавный переход к новым реалиям. Поддержать журналистов, издателей на переломном этапе.

Наш холдинг пытается приобщить всех заинтересованных в сохранении прессы к созданию такой платформы. Но в одиночку ничего не сделать. Может, нужно какое-то опорное предприятие.

Когда я занимался развитием региональной сети в «КП», предложил сделать Воронеж базовым городом для выработки нового опыта. Здесь всё выстроили правильно: закупили технику и помещения, создали независимые издания, систему распространения, запустили типографию… Это был эксперимент. Наш опыт пошёл на страну и СНГ.

Можно и сегодня найти базовый регион, чтобы отработать схему поддержки печатных СМИ. А параллельно реанимировать почту либо наладить другой способ доставки газет.

Но в создании такой структуры в переходный период нужна помощь государства. Да, Минкомсвязи оказывает содействие. Но поддерживать нужно не отдельных участников рынка, а систему. И ключевых её игроков. Те же типографии и доставку.

СМИ - четвёртая власть, игнорировать проблемы которой нельзя. Нужно что-то делать.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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