Падение газетных тиражей грозит социальным взрывом
Почему государству необходимо поддержать печатную прессу.
Близится октябрь 2017-го. Как писатель я не перестаю изучать историю, свершившуюся сто лет назад. Просматриваю газеты, выходившие в то время. И понимаю движущие механизмы, которые подтолкнули массы на Февральскую революцию и Октябрьский переворот.
Ключевую роль здесь сыграли не партии, не политические деятели, а пресса. Как только газетчики не обхаивали царя и его семью. Воспользовались послаблениями, данными в 1905-м. Одни карикатуры чего стоят: царицу, например, изображали в ванне с Распутиным.
Наблюдая ситуацию 1990-х, я тоже видел, какую роль играли СМИ. Да и сам работал в «Комсомольской правде» на остром направлении - писал о криминале и правовых вопросах. Могу констатировать: пресса раскачивала обстановку и тогда.
Факт остаётся фактом: как минимум дважды в прошлом веке накануне грандиозных потрясений застрельщиками выступали журналисты. И сейчас, в 100-летие революции, опять сложилась ситуация, грозящая нестабильностью.
В чём она заключается?
Тиражи городских газет падают. В первую очередь страдают общественно-политические издания. И это может привести к социальному взрыву.
Людей в отрасли много: квалифицированные специалисты, которые болеют за свои газеты и журналы, неравнодушные люди, владеющие словом.
Многие из них окажутся без работы. Куда они пойдут? Кто-то - в провластные издания или пресс-службы, кто-то займётся пиаром в коммерческих компаниях. Но основная масса вынуждена будет искать способы свести концы с концами. А параллельно подастся в блогеры, реализующие свою гражданскую активность в Интернете. Сама же эта активность часто направлена против существующего порядка. Когда журналисты потеряют работу и их детям станет нечего есть, они начнут критиковать власть в хвост и в гриву. Если сегодня у нас с одним Навальным справиться не могут, то что будет, когда таких соберутся тысячи?
И тут уже как издатель я размышляю: что делать?
Что же я вижу?
Во-первых, катастрофическое падение тиражей во многом связано с тем, что в нашей сфере существуют две разные структуры. Одна - огромная: государственные издания и каналы, а также поддерживаемые властями медиакорпорации. И вторая - небольшие независимые СМИ. Парадокс в том, что финансируемые государством редакции функционируют в условиях рыночной экономики. Демпингуя, они переманивают рекламодателей, лишая самостоятельную прессу доходов и разрушая рынок.
В высоких кабинетах я твержу: «Так нельзя, это искажает и деформирует общественную жизнь!» А в ответ слышу что-то в духе: извините, но не поддерживать такие издания мы не можем, нам сверху указывают, какой процент обеспечить на выборах.
Во-вторых, недалёкие люди, которые обитали во власти, почему-то решили, что после президентской кампании 2012 года печатные СМИ не нужны. И стали рубить сук, на котором сидят: не только оставлять без поддержки сами издания, но и уничтожать систему распространения - убирать газетные киоски. После обращений к руководству страны, к партиям и ОНФ - народному фронту - ситуацию удалось поправить. Но сигнал ясен: власть имущие не понимают серьёзности ситуации.
Причём разрушение сетей - не главная проблема. Она коренится в отсутствии в России нормальной почтовой связи. Два десятка лет почта существует как отдельное предприятие. Хотя это государствообразующий институт. Символ власти на местах. И функционировать она должна в любом отдалённом уголке. У нас же почту поставили в положение, в котором она стала тормозом прессы. Задирая расценки на свои услуги, она делает газеты недоступными для читателей.
Да, издатели пытаются распространять свою продукцию через киоски и супермаркеты. Но всегда огромная доля распространялась по подписке. Сам я выписывал несколько газет и журналов. А сегодня через почту получаю только «Литературную газету». Да и за ней надо ходить в отделение - по адресу её не доставляют.
Я живу в деревне. Люди активно переезжают в наши места. Обосновываются, строят дома. Но почта работает через пень колоду. Периодически привожу газеты из города и раздаю соседям: людям надоело смотреть по ТВ на одни и те же лица.
Почта необходима и сейчас, не потеряет актуальности и в будущем, когда завершится новая технологическая революция.
К чему она уже привела?
Интернет проник во все сферы. Поэтому сегодня нужно перестроить само содержание газет. Когда в 1990-е мы работали над новым обликом «Комсомолки», во главе угла были оперативность, информативность.
С тех пор обстановка изменилась, но многие издатели продолжают ехать на той же козе. За Интернетом не успеешь: любой может снять на телефон видео, и через две минуты оно облетит планету. Работающие по старинке газеты теряют читателя.
Почему популярны блогеры? В основном это люди, что-то собой представляющие. Один прекрасно готовит, второй умеет ремонтировать машины, третий - увлекательно рассказывать о путешествиях… В тех же газетах я выделяю для себя конкретных авторов, чьё мнение мне интересно. Поэтому нужно привлекать больше ярких личностей, авторитетных в своих областях. Прекращать погоню за сенсацией. Переходить на другой тон.
Кстати, в советских изданиях существовала система заавторства - у меня, например, были знакомые прокуроры, судьи, адвокаты, которые литературно излагать мысли не умеют, и я писал статьи за них. А ещё раньше материал давали рабкоры.
Сегодня ничего этого нет. А человеку по-прежнему интересен человек. Нужны специалисты. Будет газета полезна читателю - будет жить. Но для этого ей нужно трансформироваться.
Как сделать это в условиях конкуренции?
Да, финансовых ресурсов не хватает. Но есть, к примеру, норвежский опыт. После того как многие издания перешли в цифровой формат, выяснилось, что потребность в печатной прессе сохранилась. Они собрали подписчиков и теперь выпускают газеты на заказ. Я не призываю к копированию. Те же норвежцы пришли к этому не так просто: создали общественный фонд, который поддерживает печатные СМИ.
Нам бы тоже не помешала такая структура. Она должна обеспечить плавный переход к новым реалиям. Поддержать журналистов, издателей на переломном этапе.
Наш холдинг пытается приобщить всех заинтересованных в сохранении прессы к созданию такой платформы. Но в одиночку ничего не сделать. Может, нужно какое-то опорное предприятие.
Когда я занимался развитием региональной сети в «КП», предложил сделать Воронеж базовым городом для выработки нового опыта. Здесь всё выстроили правильно: закупили технику и помещения, создали независимые издания, систему распространения, запустили типографию… Это был эксперимент. Наш опыт пошёл на страну и СНГ.
Можно и сегодня найти базовый регион, чтобы отработать схему поддержки печатных СМИ. А параллельно реанимировать почту либо наладить другой способ доставки газет.
Но в создании такой структуры в переходный период нужна помощь государства. Да, Минкомсвязи оказывает содействие. Но поддерживать нужно не отдельных участников рынка, а систему. И ключевых её игроков. Те же типографии и доставку.
СМИ - четвёртая власть, игнорировать проблемы которой нельзя. Нужно что-то делать.