Пушки и колокола

Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 15.08.2017 14:25 0 963
Пушки и колокола

24 августа исполняется 241 год со дня учреждения Калужского наместничества. Сохранились предания об этом судьбоносном для всех калужан решении императрицы.

После того как Калуга по указу императрицы Екатерины II стала губернской столицей, высочайшим повелением началось возведение нового кафедрального собора - не хуже, чем в самом Санкт-Петербурге.

Наместник и митрополит

О старом каменном Троицком соборе ходила в придворных кругах легенда. При открытии Калужского наместничества Михаил Кречетников гулял шумно и вёл себя порой высокомерно. Город был иллюминирован. В Калуге проходили бесконечные балы, обеды, маскарады и театральные спектакли, устраивались великолепные фейерверки.

Наместник приказал, чтобы, когда будет шествовать в собор к обедне, палили из пушек и звонили во все колокола. Так торжественно встречала Калуга лишь матушку-императрицу в 1775 году. Митрополит Московский Платон, которому подчинялась Калужская епархия, приехал на торжества в Калугу. Однако воспротивился колокольному звону. Произошло неприятное объяснение. Митрополит всё же настоял на своём. Этот конфуз дошёл до слуха Екатерины II.

После открытия наместничества Кречетников прибыл в Петербург с докладом и был принят милостиво.

- Был у вас при открытии московский архиерей? - спросила между прочим императрица. - Как вы встретили гостя? Ведь он без норова.

- Встретились приятелями, расстались друзьями, - браво ответил Михаил Никитич.

- А здесь какая пошла клевета, - усмехнулась Екатерина. - Уверяли, что он в день открытия, при поездке в собор, требовал от вас для себя палить из пушек. Я не поверила: пришлось бы вам тогда требовать от него себе звонить во все колокола.

Оперный дом

Начало Калужскому театру положило торжественное открытие Калужского наместничества. Генерал-поручик Михаил Кречетников задумал создать свой малый провинциальный двор. Театр - «храм Талии и Мельпомены» - должен был занять самое достойное место.

Для этих целей купцом Тимофеем Шемякиным был подарен большой каменный соляной амбар на Тульской дороге у Жировского ручья. Кирпичный цоколь здания сохранился и сегодня (улица Салтыкова-Щедрина, 91а).

На оборудование двухэтажного Оперного дома ушло 1 800 рублей из приказа общественного призрения. Кречетников выписал из Петербурга первых актеров - Лукова, Ермолина, Порываева и Никитина. Первой актрисой Калужского театра из Москвы стала Екатерина Третьякова, с которой наместник заключил договор за 240 рублей годового жалования. Оборудовал купеческий амбар содержатель первого Московского публичного театра и русский антрепренёр полковник Николай Титов.

Первый торжественный и праздничный спектакль «Пролог», написанный поэтом-масоном Василием Майковым, был поставлен вечером 19 января 1777 года. По преувеличенному в три раза отзыву Кречетникова, первая постановка собрала 900 персон. Из них 150 калужских купцов расположились на верхнем этаже на особых местах.

Однако здание более походило на магазин, нежели на театр. Да и ездить к нему было далеко - за две версты под гору к Оке.

В 1784 году из Петербурга в Калугу наместник пригласил подполковника и литератора Пафнутия Батурина. В должности советника палаты гражданского суда тот стал заведовать Калужским театром. Задумал он построить новое каменное здание в центре города. Для этого даже удалось собрать с жертвователей и купечества 4 тысячи рублей. Проект одобрил и Кречетников.

Театр в Калуге быстро расцвёл. В постановках играли даже калужские чиновники. Однако последовала нежданная отставка. Вот как сам Батурин поведал в своих записках об этой странице калужских нравов: «Кречетников был безмерно самолюбив и славожаждущ. Подарки и взятки играли чудодейственную и спасительную роль при вершении дел. Богатые купцы и дворяне чаще всего имели верное и надёжное прибежище у любовницы наместника Вельяминовой. Пожилой генерал давно не жил со своей бездетной женой, урождённой Дуровой, и завел любовную интригу с молодой красавицей Натальей Буниной, единокровной сестрой Василия Жуковского. Жена не давала наместнику развода, и он был принуждён мириться с положением Буниной как любовницы. Тем более мать её не препятствовала связи дочери с могущественным наместником. Когда последствия близкой дружбы сказались в наружности влюблённой, Кречетников подыскал одного промотавшегося дворянина, капитана в отставке Вельяминова. Предложил ему чины, хорошее место, помочь поправить состояние и обещал снабжать деньгами, если он изъявит согласие заключить брак с его любовницей. Новобрачная по окончании церковной церемонии была доставлена к своему любовнику. С молодым супругом случилось как в пословице: «По усам текло, а в рот не попало». В итоге Вельяминов дорос до вице-губернатора, получил орден Владимира 3-й степени. Дом его, в котором он жил в Калуге с мнимой супругой, снабжался всем необходимым наместником».

У Батурина появилось много бездарных завистников в Калуге. По ложному навету Кречетников уничтожил проект постройки нового здания театра. Собранные пожертвования наместник повелел отдать в приказ общественного призрения. На самом деле деньги достались моту-мужу красавицы, им любимой.

Шведский сервиз

Михаил Кречетников перебрался сначала в Тулу, а затем в Киев. Предание сохранило любопытную историю про казённый серебряный сервиз наместника. Им вельможа пользовался при торжественных приёмах высоких гостей, чиновников и дворянства. В 1794 году изящный сервиз увезли в Санкт-Петербург. Его вернули истинному хозяину - шведскому генералу в изгнании Армфельду, проживавшему в то время в Калуге.

Полную версию читайте в книге автора «Тайны старой Калуги: легенды, предания, мистика», которая выходит в сентябре.

Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 15.08.2017 14:25 0 963
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев