Пройдя через ад, он расписался на стене Рейхстага
Каждый год 9 Мая Валентина ВОЙТОВА идёт с Бессмертным полком, с гордостью неся фотографию своего отца - ветерана ВОВ Ивана Петровича Королёва. Точно с таким же плакатом по центральным улицам Оренбурга и Рязани проходят её братья.
- Папа не любил рассказывать о войне. К нам приезжали его однополчане - сядут вместе, песни попоют, но вспоминать не вспоминают… Только вскользь, обрывками поговорят о пережитом. Мой брат с 1979-го по 1984-й и с 1989-го по 1993 годы служил в Германии, под Берлином. Он предложил отцу проехать по местам боевой славы, вспомнить молодость. Но тот напрочь отказался. Если папа слышал песню «День Победы» - всё, еле сдерживал слёзы и только говорил: «Не дай Бог кому-то пережить такое, очутиться там, где мы были».
Родная «тридцатьчетвёрка»
- Он родился 14 октября 1922 года в селе Царёво Рязанской области. 25 сентября 1941 года был призван в ряды Советской армии. Поскольку отец не говорил о войне, нам о его фронтовом пути известно только со слов мамы да с сайтов в Интернете, посвящённых участникам ВОВ. После обучения и принятия присяги его направили в стрелковую часть, служил в разведке. Куда только не бросала судьба: воевал под Смоленском, принимал участие в освобождении многих городов и населённых пунктов. Был тяжело ранен, попал в госпиталь, после выздоровления его направили в танковую школу в городе Горьком. После её окончания он получил танк Т‑34. Так отец оказался на Первом Белорусском фронте в Гомеле. Здесь враг сильно укрепился. Танкистам поставили задачу прорвать оборону. Экипаж отца подбил два танка, уничтожил несколько боевых точек, склад боеприпасов. В бою командира взвода ранило, и отец взял командование на себя. За проявленные стойкость и мужество экипаж представили к наградам. Отцу вручили орден Красного Знамени, остальным членам экипажа - орден Отечественной войны.
Далее он участвовал в освобождении Польши, большого лагеря смерти «Майданек»… В ожесточённых боях между городами Холм и Люблено, в местечке Песчаное его экипаж продвинулся в тыл врага, подбил три танка, а четвёртый взял неповреждённым вместе с командой. Наши танкисты сели в танк и доехали до Вислы. За этот бой отец получил орден Красной Звезды и на своей «тридцатьчетвёрке» с боями дошёл до Берлина. Здесь он расписался на стене Рейхстага. За взятие Берлина награждён орденом Славы третьей степени.
Мирное время
Но домой, в родную Рязанскую область танкист Иван Королёв смог вернуться только в октябре 1946 года. После боёв за Берлин его часть была переброшена в Тегеран - столицу Ирана.
- Затем отец женился, устроился работать в колхозе, обзавёлся детьми. Нас у родителей трое. А ещё они воспитывали младшую сестру моей мамы. У мамы 6 братьев и 2 сестры. Только один из братьев вернулся с войны, несколько месяцев прожил и умер от ран, - рассказывает Валентина Войтова. - Мама часто говорила: «Это сейчас мы нормально кушаем. А представьте себе - мы с сёстрами собирали мороженую землю с лебедой, готовили её и ели». Папа всё жалел, что не смог учиться дальше. Смеялся, что у него всего 4 класса церковно-приходской школы. Хотел, чтобы все его дети получили образование. Мама, наоборот, была хорошо образована, в совершенстве знала немецкий язык. Она в тылу была на трудовой, но стаж нигде не подтвердила и пенсию получала маленькую.
Лишь однажды дети видели своего отца-фронтовика плачущим. Когда его дом, только что отстроенную пятистенку, подожгли соседи.
- Папа был очень честным, справедливым человеком. Он узнал, что сыновья соседа воруют слесарный инструмент. Их оштрафовали, и за это они решили отомстить. Мне тогда было года 2, старшему брату - 11, среднему - 7. Со слов братьев, ночью на нашу входную дверь повесили амбарный замок, дверь подпёрли ломом, стены облили бензином и подожгли. Дом сгорел полностью, нас спасли чудом. Вынесли только швейную машинку. Всё остальное сгорело. Огонь уничтожил и боевые награды моего отца…
Каждое 9 Мая, пока были силы, отец ходил на парад, встречался с сельчанами. В День Победы первые фронтовые 100 грамм он поднимал за тех, кто погиб, а следующие - чтобы не было войны… Папа с мамой долго отказывались переезжать из родного села. Но возраст и старые болячки дают о себе знать. Свои последние годы они прожили в Калуге. Мы их похоронили на Литвиновском кладбище.