На что жаловались школьники и студенты на воскресном митинге

Оксана КОЛОСОВА. Фото автора.
Опубликовано: 16.05.2017 14:35 0 846
На что жаловались школьники и студенты на воскресном митинге

В воскресенье, 14 мая, в Калуге, в сквере им. Жукова, состоялся митинг, организованный учеником 11-го класса лицея № 36 Александром ВАСИЛЬЕВЫМ. Как мы уже рассказывали («Калужский перекрёсток» №?19 от 10 мая 2017 г.), за пару месяцев до окончания школы молодой человек решил заняться проблемами, существующими в современной системе образования. Речь, в частности, шла о поборах в учебных заведениях, взяточничестве, неподобающих условиях обучения в школах, колледжах и вузах.

«Везёт единицам»

Правда, в своём лицее ни с одной из этих проблем Александр не сталкивался. О них школьнику рассказали друзья и знакомые из других образовательных учреждений. По словам молодого человека, он опросил учащихся примерно 20 школ. Но на воскресный митинг народу пришло явно меньше.

- Меня от участия в этом мероприятии пытались отговорить человек 20, - рассказал ученик 11-го класса школы № 17 Егор АНИСИМОВ. - Говорили: «Этот митинг ничего не изменит. Да ещё и санкции на тебя наложат, внесут в какие-нибудь списки!»

Начался митинг с 20-минутной задержкой. Организаторы волновались. Речи их были сумбурны, а порой и бессвязны, так что не всегда удавалось понять, какую конкретно мысль они хотят донести. Впрочем, сильно критиковать их за это, наверное, не стоит - мало кто в 18–20 лет блещет ораторским мастерством.

Во время акции работал открытый микрофон, чтобы все присутствующие могли поделиться друг с другом наболевшим. Однако желающих сделать это оказалось немного, поэтому активнее всего наболевшим делились сами организаторы. Например, студентка-второкурсница одного из коммерческих вузов Калуги Юлия ЗУБАРЕВА пожаловалась на нелёгкую долю студентов-небюджетников, которым стипендию не платят и которые, чтобы как-то выжить, вынуждены вместо того, чтобы учиться, вкалывать в поте лица. В том числе и ночами.

- Это очень тяжело! Мы пропускаем пары. Мы на этих парах спим и не получаем должного уровня знаний! - звонко говорила в микрофон Юля. - Мы вынуждены переходить на заочную форму обучения, а заочное образование не такое полное, как очное. С этой проблемой сталкиваются многие студенты, потому что в семьях особо нет денег из-за низкого уровня жизни, высоких налогов и неиндексируемых зарплат, пенсий и пособий.

Позже, уже в личном разговоре, выяснилось, что сама Юля вообще-то не работает и говорила она не о себе, а о своих однокурсниках. Но в ближайшее время девушка планирует переходить на заочное, чтобы иметь возможность работать. Правда, в том, что ей удастся найти работу по специальности (Юля - будущий юрист), студентка сомневается.

- Обучение отвратительное! Я не уверена в том, что, когда закончу этот вуз и получу диплом о высшем образовании, буду работать юристом. А ведь я за 4 года учёбы заплачу около 240 тысяч рублей!

- Зачем же вы учитесь в вузе, который даёт некачественное образование? - поинтересовалась я у студентки.

- Потому что там дешевле, - ответила она. - Я хотела пойти в другой, но денег на обучение в этом университете у меня нет. А на бюджетное место я не попаду, потому что коррупция. Те, кто учится на бюджете, попали туда либо по блату, либо им просто повезло. А везёт единицам.

Конкретный пример коррупции у девушки оказался всего один. По словам Юли, мама её одноклассника за деньги устроила сына на бюджетное место в вуз. Обо всех остальных случаях студентка только где-то читала или слышала.

На «профиль» – за деньги?

Мало конкретики было и в выступлениях других участников митинга. Например, ученик 11-го класса 17-й школы Егор Анисимов с жаром рассказывал о «практически ежемесячном вытягивании из карманов родителей денег на охрану, уборку, ремонт класса». Но по факту оказалось, что в его собственной школе деньги собирают только на охрану. Когда же я поинтересовалась у Егора, почему его мама с папой не откажутся платить взнос, который является добровольным, юноша замешкался.

- Я не знаю точного ответа на этот вопрос. Родителям говорили по поводу санкций, которые будут на них наложены. У меня есть один друг, который ни за что не платил. И к нему, к его семье отношение менялось. А ещё некоторые мои друзья - не буду говорить, в каких школах они учатся, - рассказывали: чтобы попасть в профильный класс, их родителям пришлось заплатить взнос директору.

Индивидуальный подход

Какая-то конкретика в выступлениях появилась, лишь когда речь зашла об индивидуальных учебных планах для старшеклассников. На данный момент этот подход реализован лишь в нескольких школах Калуги.

- При переходе в 10-й класс на выбор даются три профиля. Зачастую они не подходят ученикам, - объяснял Александр Васильев. - Старшеклассники уже примерно знают, в какие вузы они хотят поступать и какие экзамены нужно для этого сдавать. Когда ученики видят профили, они сталкиваются с несостыковкой: какие-то необходимые для поступления предметы там есть, а каких-то - нет. Поэтому они вынуждены нанимать репетитора. Выход - пересматривать учебный план. В моей школе учебный план индивидуальный. Это когда школьник сам выбирает количество часов по тем предметам, которые будет изучать в 10–11-х классах на профильном уровне. Хотелось бы, чтобы такие планы появились и в других школах.

До травмпункта – на такси

Уже ближе к концу митинга к микрофону вышел, опираясь на костыли, десятиклассник из 6-й школы Дмитрий А. Его правая нога была загипсована. Сам того не зная, мальчик озвучил очень конкретную проблему, которая для многих родителей будет поактуальнее учебных планов, поскольку речь идёт о здоровье детей во время их пребывания в школе.

- У меня сломана лодыжка, - рассказал Дмитрий. - Это случилось на уроке физкультуры. Мой одноклассник сбегал к завучу - попросить, чтобы мне вызвали «Скорую». Но администрация отказалась, ссылаясь на то, что это может сделать только медицинский работник. Его в то время не было на месте. Сказали, чтобы я звонил отцу. Он работает недалеко, и у него есть машина. Но отец на звонок не ответил. В итоге одноклассники вызвали мне такси, оплатили его и довезли меня до травмпункта. Такое наплевательское отношение со стороны администрации! Потом мне даже никто не позвонил, не поинтересовался, как мои дела, как я доехал.

«Надеюсь на диалог»

По итогам митинга его организаторы пообещали направить в региональное министерство образования и науки два обращения: одно - с просьбой о введении в школах индивидуальных учебных планов, другое - с предложением провести проверки в тех учебных заведениях, откуда поступали жалобы на поборы и коррупцию.

- Надеюсь на диалог с органами власти, - подытожил Александр своё финальное выступление. - Знаю, что наш министр образования хотел со мной пообщаться. Я был бы рад выйти на контакт с ним, чтобы найти точки соприкосновения для дальнейшей работы. Мне не хочется кого-то обвинять и критиковать - мне хочется, чтобы проблемы решились!

P. S.

Довольные собой, школьники и студенты разошлись по домам, даже не догадываясь о том, что решение многих проблем, озвученных ими, зависит только от них самих. Например, второкурснице Юле нужно просто перестать платить деньги за второсортное образование и попытаться-таки поступить в хороший вуз. А борец с поборами Егор должен убедить родителей в том, что они не должны быть дойными коровами для школы. Но это сложно. «Бороться» с коррупцией на митингах куда проще.

 

Оксана КОЛОСОВА. Фото автора.
Опубликовано: 16.05.2017 14:35 0 846
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев