Дышим правильно - говорим легко

Иван РОМАНОВ. Фото автора.
Опубликовано: 18.04.2017 16:17 0 910
Дышим правильно - говорим легко

Калужанка победила в конкурсе «Воспитатели России».

14 апреля депутаты Государственной Думы Российской Федерации отвлеклись от голосования по очень важным вопросам, чтобы аплодисментами поприветствовать победителей Второго всероссийского конкурса «Воспитатели России». Среди них была и калужанка, учитель-логопед детского сада № 85 «Белоснежка» Татьяна Сергеевна КиселЁва, чей проект «Дышим правильно - говорим легко» признан одним из лучших в России.

Хотя по образованию Татьяна Сергеевна - школьный учитель, своё призвание она нашла в работе с дошкольниками.

- В группе, где я работала, было много детей с нарушением звукопроизношения, и мне хотелось хоть как-то им помочь. Но, как это сделать, я не знала. А однажды совершенно случайно увидела в газете объявление о том, что в нашем калужском пединституте набирают группу для обучения логопедов. Решение далось непросто - не спала всю ночь. Это были трудные годы, на обучение требовались деньги и время. Но я всё же решилась - и не жалею. Нас обучали мэтры логопедии, такие, например, как Татьяна Борисовна Филичева. Я могла сразу практиковаться - приходила с учёбы и начинала разговаривать с детьми, определять вид нарушения. Поначалу всё это было не слишком профессионально, но мне помогали коллеги, и со временем пришли первые успехи.

- Сейчас разработанную вами методику признали одной из лучших в стране.

- «Дышим правильно - говорим легко» - это программа комплексной коррекции заикания. Я обобщила опыт работы за многие годы, представила методы и приёмы, эффективность которых уже проверила. Одна из основных задач методики - научить ребёнка правильному речевому дыханию. Часто можно заметить, как маленькие дети дышат ртом, при вдохе поднимают плечи, не задействуют диафрагму - всё это затрудняет речь. Методика, которую я представила на конкурс, позволяет в течение года привести дыхание в норму, что способствует плавности речи у заикающихся дошкольников.

- В «Белоснежке» - единственная в городе компенсирующая группа для детей с заиканием. Означает ли это, что проблема не такая уж и серьёзная?

- Разного рода речевые нарушения у детей очень распространены. В других детских садах тоже работают специалисты, помогающие детям справляться с разными речевыми трудностями. Но компенсирующая группа для детей с заиканием у нас, действительно, одна, однако это не значит, что в ней собраны все ребятишки с этой проблемой. Многие из них занимаются с другими логопедами. У нас дети получают коррекционную помощь в течение всего времени пребывания в детском саду. В группе, в процессе коллективных занятий получать новые навыки легче. Коррекция плавности речи у детей с заиканием осуществляется постепенно, поэтапно. Например, есть такой период обучения, когда детям ограничивается речевое общение, они учатся общаться невербальными средствами. В другой период и дети, и воспитатели разговаривают только шёпотом. В условиях общеразвивающей группы обеспечить такую коррекцию неплавности речи невозможно.

- Отчего у детей возникает заикание?

- Как правило, нет какой-то одной причины, их всегда несколько. Это могут быть и наследственность, и особенности центральной нервной системы. Роль играет даже пол ребёнка - мальчики в четыре раза чаще страдают заиканием, чем девочки. А всё потому, что нервная система женщин гораздо устойчивей к стрессам. В нашей группе из 13 человек только 3 девочки. Но стресс - это производящая причина, а для того, чтобы возникло заикание, нужна почва. Когда говорят, что человек начал заикаться от испуга, нужно понимать, что этот испуг, эта конкретная стрессовая ситуация - последняя капля. А ей, вероятно, предшествовало воздействие других факторов - напряжённой атмосферы в семье, нехватки положительных эмоций, слабой развитости речевого аппарата и т.д. Каждый случай индивидуален, но наша задача от этого не меняется: нам нужно снять стресс, восстановить функции речевого аппарата и придать ребёнку уверенность в собственных силах, в том, что он может справиться сам.

- Родители могут что-то сделать, чтобы ребёнок не начал заикаться?

- Это не всегда в их власти. Но современные родители очень обеспокоены развитием ребёнка и стремятся к тому, чтобы малыш как можно раньше приобрёл как можно больше знаний. Избыток ненужной информации, очень раннее развитие может стать одной из причин заикания, так как речевой аппарат в этом возрасте неустойчив. Кроме того, большим заблуждением современных родителей является убеждённость в том, что ребёнок может научиться правильной речи, проводя много времени у компьютера. Дети учатся, играя с родителями и сверстниками, а чрезмерная увлечённость компьютером приводит к тому, что они начинают хуже воспринимать информацию на слух: источником знаний для них становится картинка. Конечно, это негативно влияет на развитие речи. Поэтому родителям нужно запастись самым важным качеством хорошего педагога - терпением. От них зависит очень многое, родители очень важные участники процесса коррекции заикания - без их помощи ни один логопед не справится. Им нужно правильно общаться с ребёнком, заниматься с ним, соблюдать определённый режим дня. Словом, родители тоже должны выполнять указания логопеда, поэтому мы и для них проводим просветительскую работу, повышая их педагогическую грамотность.

- Вы не устаёте от детей?

- Как и всякий человек, иногда я тоже устаю от работы. А от детей я заряжаюсь энергией. Вообще, мне как специалисту доступна радость, которой лишены многие воспитатели и учителя: я могу увидеть и услышать результат своего труда. Наши воспитатели учат детей многим хорошим и правильным вещам, но редко имеют возможность узнать, что из этого осталось в подросшем человеке. А я день за днём наблюдаю, как у детей исправляется речь.

Иван РОМАНОВ. Фото автора.
Опубликовано: 18.04.2017 16:17 0 910
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев