В школу, как на войну

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ.
Опубликовано: 11.04.2017 14:07 0 875
В школу, как на войну

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Молчание учителей

Этот случай в одной из тульских школ стал известен всей стране благодаря Интернету. Десятилетний садист кому-то в классе прокусил ногу, кому-то сломал нос, кому-то стулом разбил голову, кому-то вывихнул руку. На замечания учителей он либо не обращает внимания, либо просто посылает их матом.

Дошло до того, что отчаявшиеся родители одноклассников создали что-то вроде общественной организации. Они пишут письма в различные инстанции, ставят ультиматумы руководству школы и даже проводят уличные акции протеста. «Отводишь ребёнка утром в школу, как на войну. Никогда не знаешь, каким он вернётся домой…» - жалуются обиженные мамы, но ситуация от этого никак не меняется.

- Случай в тульской школе отнюдь не единичный, - говорит директор калужской школы № 5 Сергей ЗЕЛЕНОВ. По его словам, подростки, отличающиеся неадекватным поведением, есть едва ли не в каждом классе. Они занимаются на уроке своими делами, не слушают учителя, могут залезть под парту или встать и ходить по классу. Но педагоги молчат, прекрасно понимая, что будет, если они поднимут эту тему.

Существует множество госструктур, занимающихся трудными подростками. Это и Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, и подразделения полиции по делам несовершеннолетних, и прокуратура, и уполномоченный по делам ребёнка. Но всё, что они реально могут, это… наказать учителя.

Так, в Туле после того, как случай приобрёл общественный резонанс, в школе провели прокурорскую проверку, которая установила, что руководство учебного заведения недостаточно работало над формированием у подростка законопо-слушного поведения.

К подростку, покалечившему полкласса, претензий у проверяющих нет. По закону уголовная ответственность наступает лишь с 14 лет, да и то не по всем статьям. Отчислить из школы можно только с 15 лет. Перевод на домашнее обучение возможен лишь по состоянию здоровья. Перевод в другую школу - исключительно по инициативе родителей, и это, понятно, не выход.

Странный инклюзив

Несмотря на то что медицинская психиатрия рекомендует строго отделять психически больных людей от нормальных, в педагогике возобладала обратная концепция так называемого инклюзивного образования.

Из одной школьной методички в другую кочует следующее определение: «Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах».

Якобы правовой основой инклюзивного образования является Закон об образовании в РФ. Однако на самом деле этот закон предписывает проводить обучение детей-инвалидов в школах со специальными, адаптированными программами. Ни о каком инклюзивном образовании там нет ни слова.

Авторы этого определения явно не в ладах с логикой: культурно-этнические и языковые особенности они приравняли к инвалидности, а психических заболеваний как будто и вовсе в природе не существует.

- В чьих интересах проводится инклюзивное образование? - спрашивает почётный работник общего образования РФ Ирина КОВАЛЁВА. - Понятно, что во всех организациях ответ будет один: в интересах ребёнка.

Но почему в интересах этого одного «особенного» ребёнка должны ущемляться интересы всех остальных - «неособенных»? Об этом, кстати, говорят и родители детей, пострадавших от агрессивного подростка в Туле. «Понятно, что у мальчика есть права, но у наших детей тоже! Нам-то что делать?» - криком кричат они. Но их никто не слышит.

По мнению педагога, должна действовать коррекционная педагогика, которая подтверждается специальными методиками и проводится узкими специалистами. Это направление развивалось в России с XIX века, его наивысшим достижением стала советская система школ восьми типов. В новой же России её уничтожили, прикрывшись фиговым листком псевдогуманной инклюзивности.

Есть и другая нехорошая сторона. Ведь одарённые подростки, выходит, тоже инклюзивные и тоже должны учиться вместе со всеми. А как же тогда знаменитый Сочинский образовательный центр «Сириус», созданный по инициативе Президента РФ В. Путина и показавший за неполные три года феноменальные результаты? С точки зрения инклюзивного образования, это неправильно, и его надо немедленно закрыть.

Дети и большая политика

Однако откуда вообще берутся такие неадекватные подростки? Они психически больны или это что-то другое? Ответ можно поискать в нашем советском прошлом, где ничего подобного не было.

Октябрята, пионерия, комсомол - в каждой из этих организаций были определённые правила игры и свой уровень ответственности, своя иерархия. При этом выход за социальную норму жёстко пресекался как со стороны взрослых, так и со стороны ровесников.

Запад во многом перенял этот советский опыт, создав множество подобных структур, - от скаутов до тайных студенческих обществ. А вот мы всё уничтожили, по сути ничего не создав взамен.

Главенствующей стала концепция свободы личности как неотъемлемого права ребёнка. Согласно ей, каждый человек - это личность с самого рождения, поэтому, независимо от возраста, она имеет право на личное пространство и приватность. Следовательно, родителям неприлично контролировать его аккаунты в соцсетях и так далее.

А вот тут и педагоги, и психологи, и правоохранители едины во мнении: у подростка не может быть никакого личного пространства. Если его не будут контролировать родители, то станет контролировать кто-то ещё. Например, те, кто через Интернет вовлекает детей в наркосреду или склоняет к самоубийствам.

Поколение гаджетов

Интернет затягивает не только детей, но и взрослых. Если раньше хотя бы телевизор смотрели вместе и могли обмениваться мнениями, то теперь каждый член семьи пребывает в своём собственном информационном пространстве. Родители и дети становятся чужими друг другу, не имея общих тем и интересов.

- К сожалению, многие родители сейчас самоустранились от воспитания, - говорит руководитель Музея истории школы № 5, педагог с многолетним стажем Галина СМИРНОВА.

Она отмечает, что одна из причин неадекватного поведения подростков - это узкосемейный эгоизм родителей, некритично защищающих своих чад в любой ситуации. Их нежелание принимать во внимание интересы других детей, принципиальный отказ от сотрудничества с педагогами.

Есть в этой истории другая, скрытая сторона - это развитие трусости и безволия у современных детей. Привыкнув к виртуальному миру Интернета, где не нужна ни воля, ни смелость, и выходя в реальный мир, дети чувствуют себя некомфортно. Они слабы и беззащитны перед любым, кто прямо проявляет по отношению к ним свою волю.

- Сдачи не давай! Если тебя ударили, иди и жалуйся учителю!

Разве не так инструктирует сейчас большинство родители своих детей? Здесь тоже, по большому счёту, эгоизм, перестраховка. Но ведь по-другому это звучит так: не решай свои проблемы сам, перекладывай их на другого!

Если в классе здоровый коллектив, то никакой подросток, каким бы отвязным он ни был, не смог бы избить, например, девочку. Потому что за неё сразу бы заступились крепкие и правильно воспитанные одноклассники - все вместе. И каким бы моральным уродом ни был агрессор, он сидел бы в классе тихо.

Но если на перемене каждый пребывает в своём мире, воткнувшись в смартфон, и никому ни до кого нет дела - это ли не самая благоприятная среда для начинающего садиста?

Презумпция виновности учителя

Мы с большим трудом избавились от разрухи в экономике, куда ввергли нас либералы в начале девяностых, но никуда не делись от их идей в гуманитарной сфере. И главной жертвой этих реформ становится самое слабое и незащищённое звено - школьный учитель.

Зачем решать деликатную проблему изоляции неадекватного подростка и дать возможность остальным детям нормально учиться, если можно развести демагогию о правах ребёнка? Зачем создавать сложную и дорогостоящую систему коррекционных школ, если можно всё повесить на обычного учителя, прикрывшись модным термином «инклюзивного образования»? Зачем разбираться в каждом конкретном случае, если можно априори сделать учителя виноватым во всём?

И, наверное, неслучайно недавно сменили министра образования: доставшиеся нам в наследство авгиевы конюшни 90-х и в школьной сфере давно пора разгребать.

Иначе мы получим поколение людей безграмотных, сознательно не склонных к труду, с принципиально иждивенческой социальной позицией, не знающих цену деньгам, не умеющих их зарабатывать законным способом, не способных ни контролировать своё поведение, ни управлять своими эмоциями. Потерянное поколение.

 Комментарий эксперта 

Михаил ОБУХОВ, психолог, автор программ для работы с детьми и подростками.

- В СССР у детей практически не было неврозов, сейчас же это считается настолько безобидным состоянием, что уже вошло практически в норму. Но ситуация продолжает усугубляться: всё больше людей (и детей в том числе) переходит в так называемое пограничное состояние между условно нормальным и психически больным человеком.

Когда поведение ребёнка становится ненормальным с точки зрения окружающих, он нуждается в квалифицированной психологической помощи. Просто оставлять его в детском коллективе, надеясь, что всё само как-то рассосётся, нельзя. Иначе впоследствии ему понадобится уже медицинская психиатрическая помощь.

Вместе с тем нужно отметить, что даже те правила поведения, которые мы считаем само собой разумеющимися, неочевидны для подростка. Представления о морали и социальных нормах не переходят от родителей к детям автоматически, они вполне могут перенять их не от родителей, а от каких-то персонажей на улице или в Интернете.

Часто родители удивляются поведению своего ребёнка, говоря, что у них в семье так не принято. Но так может быть принято в той группе ровесников, в которую он вошёл, - чаще всего это группы в соцсетях.

Поэтому общение детей в Интернете нужно контролировать самым серьёзным образом. Часто родители относятся к этому легкомысленно: ну смотрит ребёнок японское аниме, что тут такого? А вы знаете, что практически для всех участников так называемых групп смерти характерно увлечение аниме? Это симптом: тут наша культура совершенно не коррелирует с японской, что в итоге приводит к развалу психики. Поэтому если вы увидели, что ребёнок увлекся аниме, - хватайте его за шкирку и сразу оттаскивайте! Он вам потом за это только спасибо скажет.

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ.
Опубликовано: 11.04.2017 14:07 0 875
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев