Учителей и школьников обещают не наказывать за плохие результаты ВПР
В апреле в школах начнётся глобальная всероссийская проверка.
В ближайшее время педагогам и их воспитанникам предстоит познакомиться с новым явлением в системе образования, которое зашифровано в аббревиатуре ВПР и «переводится» как «всероссийские проверочные работы».
Что такое ВПР
Глобальная проверка знаний школьников стартует уже в апреле. Её участниками станут ученики 4-х, 5-х, 10-х и 11-х классов. Валерьянку в связи с этим они вместе с учителями и родителями пока не пьют, однако радости предстоящая проверка не сулит. Особенно выпускникам, которые готовятся к ЕГЭ.
- Как всякое новшество, это явление встречает непонимание и тревогу, - сказал на недавней пресс-конференции министр образования и науки региона Александр АНИКЕЕВ. - У родителей и детей появляются вопросы. Чувствую, что возникает некоторое напряжение. Поэтому я постараюсь разъяснить эти новые явления, которые отныне начнут действовать в нашей образовательной среде.
Всероссийские проверочные работы являются частью системы оценки качества образования, формирование которой идёт сейчас в нашей стране.
В 4-х классах ВПР будут проводиться по русскому языку, математике, окружающему миру, в 5-х - по русскому языку, математике, истории, биологии. Десятиклассники напишут контрольную по географии, а учащиеся выпускных классов - по физике, химии, биологии, истории. В 5-х, 10-х и 11-х классах Всероссийские проверочные работы пройдут в порядке апробации. В 4-х классах ВПР проводится в штатном режиме.
- Объём проверочной работы такой, чтобы школьники выполнили её в течение 45 минут, - рассказал Александр Аникеев. - По русскому языку в 4-м классе проверка проводится в течение двух дней. Это объясняется характером заданий, которые включает в себя работа: диктант и различного рода грамматические задания.
По всей стране будут использоваться единые варианты контрольно-измерительных материалов. Они разработаны на федеральном уровне. Задания размещены в открытом доступе в Едином банке Всероссийских проверочных работ, который находится на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Так что каждый желающий может взять на портале ту или иную работу и потренироваться, выполнив её.
Проверять контрольные школы будут самостоятельно по единым критериям, которые установлены федеральным центром. После проверки все работы поступят в единую базу, так что при необходимости министерство сможет перепроверить их.
Оценки не для журнала
Глава ведомства подчеркнул: Всероссийские проверочные работы не являются формой проведения итоговой аттестации. Более того, школам настоятельно рекомендуют не выставлять оценки, которые получат дети за ВПР, даже в классный журнал.
- Полученные отметки не повлияют на итоговую аттестацию, допуск к ЕГЭ и тем более на оценки, которые будут выставлены в аттестат, - добавил Александр Аникеев. - Это принципиально. Особенно волнуются выпускники. Они говорят, что для них это дополнительная нагрузка при подготовке к ЕГЭ. Я бы хотел успокоить ребят: никакой специальной подготовки к проведению ВПР не требуется. Не нужно ходить к репетитору и специально зубрить! Есть базовый уровень школьного образования, который должен усвоить каждый ученик, независимо от того, нужен ли ему в последующей жизни тот или иной предмет. Просто покажите результат обучения, и мы его проанализируем. Может быть, мы ужаснёмся ему. А может, будем довольны.
Зачем?
Главная же задача этой работы - повышение результативности обучения каждого конкретного ученика, его академической успеваемости.
- Это форма диагностики, которая нужна нам для того, чтобы понять, насколько тот или иной учитель по тому или иному предмету в той или иной школе выполняет требования федерального государственного образовательного стандарта, - пояснил министр. - Это поможет понять, есть ли у детей проблемы с усвоением учебного материала, и, если есть, с чем это связано. Своевременная диагностика пробелов необходима, чтобы потом мы могли скорректировать их. Эта задача особенно актуальна для обучающихся среднего звена.
«ВПР - это не хлыст»
Мы поинтересовались у министра, насколько объективными можно считать результаты подобных проверок. Ведь проверять и оценивать работы будут сами школы. А значит, всегда есть возможность подкорректировать результат в нужную учителю сторону (так называемый набор экзаменатора, состоящий из энного количества ручек с чернилами различных оттенков, никто не отменял).
- Такая проблема действительно существует, - признал Аникеев. - Мы столкнулись с ней ещё в прошлом году при проведении апробационных проверочных работ. После выборочной перепроверки выявили несколько сельских школ - их очень немного, - которые в погоне за высоким результатом всё-таки использовали «набор экзаменатора», чтобы подправить результаты. У нас есть определённые механизмы, как этого избежать. Прежде всего проводим разъяснительную работу с педагогами и администрацией. Убеждаем их в том, что эти работы никак не повлияют ни на статус учащегося, ни на статус учителя. Это не есть некий бич или хлыст, который заставит школы и педагогов двигаться в совершенно другом направлении. Мы не будем использовать их, чтобы в очередной раз как-то наказать педагогов. Я думаю, эта политика должна дать результат.