Артисты купаются в своих ролях!
Анатолий Бейрак представил любителям театра лёгкую комедию времён Просвещения английского драматурга Ричарда Шеридана «Соперники».
Это первая постановка Бейрака в должности главного режиссёра калужской драмы. Почему именно «Соперники»? Неискушённому телезрителю Шеридан известен по замечательному музыкальному фильму 1978 года «Дуэнья» (пьеса написана в жанре балладной оперы) с великолепными актёрами Екатериной Васильевой и Евгением Леоновым. Искушённому - по комедии нравов «Школа злословия», с перерывами идущей в МХАТе им. М. Горького с 1952 года. А «Соперники» нынче практически terra incoqnita.
Сюжет лихо закручен, но стараниями режиссёра всё происходящее на сцене понятно с самого начала. Спектакль идёт два с половиной часа. Если совсем коротко: письма, романы, любовь и дуэль. Место действия - курортный город Бат. Кстати, автор пьесы дрался там по молодости на дуэли, отстаивая честь своей будущей первой жены. Бат привлекал в XVIII веке самое разнообразное общество. Посетить его считали своим долгом и лондонский джентльмен, и одичавший в деревенской глуши сквайр, и обедневший ирландский помещик, и купец, и разбогатевший ремесленник. Собирались там шулеры, авантюристы, охотники за богатыми невестами, девицы, мечтающие сыскать мужа.
Захар МАШНЕНКОВ - Боб Акр иЛеонид КЛЕЦ - Джек Абсолют.
Удивительное сходство
Когда режиссёр под шквал аплодисментов вышел к публике, мне показалось, что он весьма похож на автора пьесы. Несмотря на привычку одеваться в джинсу, Бейрак будто бы пришёл оттуда, из эпох Просвещения или Возрождения. Может быть, поэтому и поставил пьесу без современных выкрутасов, изысков, русификации и модного перформанса, подумал я. Вот такой, наверное, видели её современники автора.
Бейрак ставил не один. Помогал режиссёру главный художник театра Максим Железняков в качестве сценографа. Оформил пространство изысканно, в светло-зелёных тонах. Построил лёгкие, оптимистичные пространственные конструкции, не претендующие на вычурность модного курорта. Одела актёров в раскошные платья той эпохи Оксана Богданович. А стилизованную музыку Ирины Кузнецовой исполняет на акустических инструментах, в костюмах под цвет декораций, с бантами на шеях расположившийся в глубине сцены всё тот же знаменитый театральный квартет: Шафраненко-Бирюлин-Винокуров-Моисеев. Играют музыканты тонко-изысканно, созвучно эпохе и, видимо, задумкам режиссёра.
Как завещал Александр Борисович Плетнёв
Выходил я из театра в приподнятом настроении и с лёгкостью мыслей. Бейрак создал увлекательное, весёлое, но в то же время и поучительное зрелище. Актёры сумели передать ясно ощутимый английский дух пьесы. Играли вдохновенно. Можно сказать, купались в своих ролях!
Мария АРТЕМЬЕВА - Лидия Лэнгвиш и Дарья КУЗНЕЦОВА - Джулия.
Как мне показалось, Анатолий Александрович остался верен той творческой идее, которую проповедовал Александр Борисович Плетнёв во всех своих режиссёрских работах. А именно - выбирая для себя драматургическое произведение, уважительно отнёсся к автору. Нашёл выразительность и значимость в авторском слове, сюжете, облекая и приумножая их своей яркой режиссёрской индивидуальностью. Возможно, это плод моего зрительского домысла. Просто я смотрел, радовался, и мне так показалось. Потому ещё, наверное, что в спектакле задействованы многие любимые актёры Плетнёва.
Путаница умопомрачительных коллизий
Бравый капитан Джек Абсолют (Леонид Клёц) влюблён в очаровательную Лидию Лэнгвиш (Мария Артемьева), а его друг Фокленд (Дмитрий Денисов) питает страсть к кузине Лидии Джулии (Дарья Кузнецова). Лидия слишком начитанная и романтичная особа, чтобы смириться с заурядным жребием, а именно - выйти замуж за богатого и знатного искателя её руки. Поэтому Джеку Абсолюту поневоле приходится ухаживать за ней под вымышленным именем бедного прапорщика Беверлея. В Лидию безнадёжно влюблён ещё и деревенский щёголь Акр (Захар Машненков). Сквайр Боб Акр всеми силами пытается войти в светское общество. Обе девушки отвечают поклонникам пылкой взаимностью, и, кажется, ничто не мешает безоблачному счастью героев. Но оно оказалось под угрозой, поскольку персонажи комедии ухитрились сами себя основательно запутать. И эта путаница породила множество уморительных ситуаций. Ещё в спектакле блистают Игорь Постнов и Людмила Фесенко в ролях слуги и служанки!
Игорь ПОСТНОВ - Джека и Людмила Фесенко - служанка Лидии.
Играют на контрасте
Убедительна и легка Мария Артемьева в роли сентиментальной и романтичной Лидии, мечтающей о похищении и тайном венчании. Просто живёт в этом образе! Романтические бредни не только плод душевной ограниченности, но и протест против идей, которые без устали проповедует её тетка и опекунша миссис Малапроп (яркая Ольга Петрова). Та без устали сыплет «учёными» словами, смысл которых ей самой совершенно непонятен.
В роли сэра Энтони Абсолюта - заслуженный артист России Михаил Кузнецов. Вроде бы самодурствующий богач. Но как симпатичен он в борьбе за счастливую женитьбу сына, когда обрушивает на Джека шумные проклятья! Как всегда у Кузнецова - крупно, комично!
Остроумно и энергично играет Фокленда Дмитрий Денисов. Искренне любящий, но бесконечно сомневающийся в искренности чувств своей красавицы Джулии - чересчур жертвенной и чересчур верной.
И колоритнейший Акр - сосед Джулии по Девонширу. Как ярко, смешно, феерично играет своего героя Захар Машненков!
Современно и жизнеутверждающе
Более 200 лет отделяет нас от дня создания комедии «Соперники». Для того времени пьеса была весьма злободневной и актуальной. Шеридан посвятил её борьбе против сентиментальной драматургии, изображавшей мир не таким, каким он был, а таким, каким он желал казаться. Основная тема комедии - воспитание чувств. Но и сегодня, в ХХI веке, спектакль у калужан получился задорный, молодой и жизнеутверждающий. Можно попасть в эпоху Просвещения и вместе с героями радоваться и смеяться. И учиться понимать красоту жизни - не выдуманную, а настоящую, богатую красками, движением и чувствами. Как долго? Время покажет. Хотелось бы, чтобы подольше.