Главный урок праздников: НАРОД ИЗМЕНИЛСЯ!
Несколько выводов после долгих новогодних каникул.
Когда долго живёшь, много наблюдаешь. Время от времени получаешь интересные уроки.
Случилось это со мной в минувшие новогодние каникулы. Я давно присматриваюсь к тому, какие изменения происходят во внутренней жизни народа. И сколько помню, долгие зимние праздники воспринимались как некая обуза. Якобы нужны они только депутатам да чиновникам: поехать в тёплые страны греть пузо. А для всех остальных - сплошной убыток: люди десять дней пьют и выходят на работу совершенно измученные. Лучше бы перенесли эти выходные на май - можно хоть на дачу поехать. Такой взгляд бытовал много лет. Но теперь начал меняться.
Сам я это время всегда проводил активно. Обычно ездил куда-нибудь поездом или летал. А на этот раз решил провести эксперимент. Выбрал маршрут: Воронеж - Тула - Калуга - Москва - Смоленск и обратно. Сел за руль. И вместе с семьёй отправился в путешествие длиной более двух тысяч километров. Как оказалось, очень познавательное.
Что сразу же бросилось в глаза?
Когда в молодости я колесил по России, после Нового года трассы были пустыми: сел да жми на газ. Лишь бы гаишники не встречались. А теперь - куча машин: и простенькие, и дорогущие. Ощущение, что вся страна встала на колёса. И едет, несмотря ни на что. Мы много говорили о необходимости развивать внутренний туризм. Похоже, процесс пошёл. Причём все дороги - даже просёлочные - были почищены. Да, в разной степени. Но видно, что убирали. Хотя раньше коммунальные службы на праздники тоже замирали.
Во-вторых, когда долго имеешь дело с прессой, телевидением и Интернетом, постоянно слышишь о терроризме, кризисах и прочем негативе. Но нам не рассказывают, как изменилась страна. Хотя предприниматели сделали для этого очень много.
Заедешь в любой город - там есть своя изюминка. А ещё - новые рестораны, кафе, катки. Плюс гостиницы - недешёвые, но всё-таки доступные. И в Калуге, и в Туле, и в Смоленске они оказались забиты гостями. Бизнес подсуетился - и появилась инфраструктура. Везде можно остановиться, зайти поесть, купить подарки и прочее. Предпринимательский дух жив: деловые люди понимают, что можно заработать.
В-третьих, я всегда хожу по местным музеям. В Калуге, например, есть Музей Циолковского. Лет десять назад уже посещал его - и был удручён убогостью. Холодно, пусто… В одиночку бродил по выставочным залам. А когда узнал, что скафандр русского космонавта продали в Америку, вовсе впал в уныние…
А теперь тут полно посетителей, музей живёт. Гардеробщица спрашивает: «Можно повесить ваши куртки на один номерок? Народу слишком много». В том числе огромными группами приводят детей. Для них есть несколько отдельных программ, обустроен планетарий. Я был искренне удивлён таким бумом. В Смоленске тоже музеи оказались битком. И храмы не пустуют. Повсюду экскурсии. В сознании русского народа произошёл перелом. Люди интересуются своей историей, гордятся.
Другое наблюдение: спортзалы в это время раньше никто не посещал. Конечно, все мы разные. Кому-то и сейчас только бы заложить за воротник. Но очень многие пошли в фитнес-центры. Поехали с детьми на катки, лыжные базы и курорты.
То есть в России идут очень важные ментальные изменения. В большой степени это заслуга массовой автомобилизации. Появилась возможность перемещаться в пространстве, знакомиться с собственной страной. Возможность вести совсем другой образ жизни.
О чём ещё нельзя не сказать?
Примечательно, что в эти же дни ударили сильнейшие морозы. Но люди не сидели дома. Посмотришь прогноз - конец света. А выйдешь на улицу - всюду румяные радостные лица. Ещё удивило: едешь по трассе - появились пункты обогрева. Можно остановиться, попить чаю. Замёрзнуть уже не дадут.
Снова убеждаюсь в сделанном для себя выводе: в нашей стране, чтобы просто жить, нужно делать усилие. Здесь невозможно, как в Африке или Индии, лежать на боку. Всё время нужно шевелиться - хотя бы встать печку растопить. Поэтому русские - особый народ. Даже в таких условиях он может не только выживать. У него есть силы, духовная и физическая энергия, чтобы двигаться вперёд.
Несмотря на санкции, экономические трудности и прочие ужасы, мы всё равно живём полной жизнью. И на будущее такого народа можно смотреть с оптимизмом. Потому что на огромных заснеженных и промёрзших пространствах кипит и продолжается жизнь.