Зимняя мобилизация
Как убрать снег и лёд с наших дорог и тротуаров.
Ежегодный апокалипсис
Говорят, в России можно жить шесть месяцев в году, остальные шесть - выживать и ждать весны. Когда световой день сокращается до восьми часов, да и в те над головой висит вечно серый экран, - и так настроение ни к чёрту, а тут ещё и вездесущая снежная каша или, ещё хуже, лёд, готовый в любое мгновение отправить тебя в больницу с переломом.
- Иногда в холодное время года вид калужских улиц, тротуаров и дворов способен оскорбить чувство прекрасного любого порядочного человека, - говорит наш постоянный юридический эксперт - адвокат Дмитрий КИЯШКО. - Дорожные и коммунальные службы города, управляющие организации активно применяют пескосоляную смесь и песок для борьбы с зимней скользкостью на дорогах, тротуарах и дворовых территориях. В результате дороги превращаются в грязевую ванну для людей и автомобилей.
- Это отталкивающее зрелище знакомо каждому горожанину. Мы переживаем по поводу грязи на дорогах, песка в подъездах и прихожих, испорченной обуви, тратим время и деньги на уборку. Мы сожалеем об упущенных возможностях полюбоваться зимней сказкой для себя и гостей нашего города. Мы терпим. Возможно, ради безопасности, - продолжает он.
В душе коммунальщика нет лирики
То, что вызывает эстетический дискомфорт у одних, для других - суровые будни. Зима для коммунальщика - что война для военного: и к тому, и к другому готовятся всё время, пока их нет. При этом из всех противогололёдных материалов наиболее оптимальной для Калуги считается именно смесь природного песка с добавлением технической соли.
- Этот состав имеет массу достоинств: он экологичен, прост в приготовлении, хранении и использовании, доступен, действует мгновенно и, что немаловажно, сравнительно недорог. Кроме того, пескосоляная смесь безупречна с правовой точки зрения: она соответствует требованиям ГОСТа и СанПИНа, - говорит директор МАУ «Калугаблагоустройство» Сергей ИЛЬИНОВ. Это на него и его подчинённых ложится основная тяжесть уборки снега в Калуге.
Каждую зиму на калужские улицы высыпается около 40 тысяч тонн смеси, а в этом году коммунальщики прогнозируют расход ещё больший - на уровне 50 тысяч. Частые снегопады в сочетании с резкими перепадами температур приводят к тому, что за сутки может быть использовано до 300 тонн смеси.
Используй то, что под рукою
Вообще, средств борьбы с гололёдом существует великое множество. При этом каждый город старается использовать то, что у него есть. К примеру, в США есть городки, где улицы поливают отходами производства виски. В Беларуси, там где есть сахарные заводы, используется реагент на основе сахарной патоки. В Ярославле дороги поливают местной минеральной водой. В пищу она не годится из-за повышенной солёности, а для борьбы с гололёдом - то, что надо.
В Москве закупают химические реагенты на основе хлористого кальция (того самого, который добавляют в детский творожок, а потом рекламируют по телевизору). Это вполовину сокращает расход реагента, к тому же он работает при температурах до –35оC, тогда как обычная соль - до –16оC.
Сейчас москвичи вообще собираются переходить на реагенты на основе бишофита - лечебного минерала, используемого в санаториях. Применяется он там обычно в виде ванн, так что поваляться в грязном московском снегу будет даже полезно.
Что касается нашей области, то песок для посыпки улиц добывают в карьере на левом берегу Угры недалеко от Калуги - расходы на добычу и доставку минимальные. Залежей соли на Среднерусской возвышенности тоже достаточно: в прошлом году были даже озвучены планы построить солезавод возле деревни Воробьёво.
Побочные последствия
Однако все способы борьбы с гололёдом не лишены недостатков. Даже такой радикальный метод, как искусственный подогрев дорог, по словам профессора КГУ Алексея СТРЕЛЬЦОВА, тоже неидеален, поскольку нарушает естественное движение воздушных масс в городе.
- Пескосоляная смесь загрязняет город, общественный транспорт, присутственные места, её применение снижает настроение и качество жизни горожан, туристический потенциал города, перекладывает на граждан и предпринимателей расходы на уборку домов, квартир, офисов, ухудшает экологическую обстановку, - отмечает юрист Дмитрий Кияшко.
От применения реагентов страдают и братья наши меньшие.
- Эта проблема, действительно, существует. Собаки режут подушечки лап об лёд. В таких случаях возникает не только обычное воспаление - дорожные реагенты серьёзно усугубляют травмы, - говорит ветеринар Олег КАРЕЛОВ. В подобных случаях он рекомендует показать питомца специалисту, особенно если в течение двух дней стало заметно, что рана не заживает.
Экологический аспект
Немаловажна и природоохранная сторона вопроса, тем более что 2017-й объявлен правительством Годом экологии.
Профессор КГУ Алексей Стрельцов видит проблему прежде всего в том, где хранится пескосоляная смесь и куда она отправляется после использования. В местах её подготовки она не должна контактировать с почвой, поскольку в этом случае соль растворяется и разносится грунтовыми водами.
Однако серьёзные последствия возникают весной. Используемый для посыпки тротуаров песок содержит значительное количество глины. Весной она высыхает и поднимается в воздух, создавая пресловутые весенние пыльные бури.
В Калуге убранный вместе с рассыпанной солью и песком снег вывозится на площадку в районе «Силикатного», неподалёку от реки Яченки. Весной снег тает, и какая-то часть раствора соли, глины и загрязнений от выхлопов автомобилей может попадать в реку, а оттуда - в Яченское водохранилище.
Реагенты влияют и на состояние почв в самом городе - речь идёт о газонах вдоль дорог. По словам Алексея Стрельцова, со временем они засаливаются и в идеале грунт на них периодически необходимо менять. С другой стороны, по мнению учёного, применение реагентов в мегаполисах зимой - неизбежное зло, с которым приходится мириться.
Замкнутый круг
В Европе для тротуаров широко применяется гравийная крошка. Это не только долговечный, но и многоразовый материал: крошка рассыпается один раз и «работает» в течение всей зимы. Весной она собирается, моется и в следующем зимнем сезоне используется снова.
Это абсолютно безопасно экологически, кроме того, существенно экономит и сам материал, и трудозатраты на обращение с ним. Однако в Калуге под неё не приспособлены ливневые коллекторы - нет сеток-уловителей, поэтому повторно её использовать не получится.
Зимой, каждый день с городских улиц вывозят до 500 тон снега.
Кроме того, высыпается такая крошка только на полностью чистый тротуар. Но снег не выбирает рабочие часы и падает когда попало: и в выходные, и в праздники, и даже ночью.
Снежная свалка еа Силикатном. Здесь снег со всего города тает до июня.
Европейцы в таких случаях используют быстро мобилизуемый резерв рабочей силы из африканских негров и прочих мигрантов - в трамваях и на остановках там можно видеть объявления о найме на уборку снега. Оплата - почасовая, расчёт - сразу после работы.
Желающих подработать таким образом, думаю, и у нас нашлось бы достаточно. Но вот вы представляете, что будет, если дать нашему чиновнику пачку наличных и попросить его раздать эти деньги прохожим? Боюсь, у нас такой смелый эксперимент обречён на неудачу.
Лучшая техника - лопата
Бюджет города на содержание и обслуживание дорожного хозяйства совсем невелик, поэтому рассчитывать на применение дорогих реагентов не приходится. Кроме того, их использование само по себе не избавляет город от грязи, что хорошо заметно на примере Москвы.
Было бы неплохо заменить дешёвый карьерный вперемешку с глиной песок чистым намывным. Но это сразу существенно повысит стоимость смеси.
Дмитрий Кияшко предлагает создать действенный общественный контроль за мероприятиями по борьбе с зимней скользкостью в городе. Одним из инструментов такого контроля должен стать соответствующий технический регламент, созданный с учётом статистических и экспериментальных данных именно для нашего города.
Но всё же главная проблема - это своевременность уборки снега с улиц: чем быстрее его уберут, тем меньше льда образуется, тем меньше песка и соли понадобится, тем меньше аварий и переломов будет.
Здесь не нужно нанотехнологий, вполне подойдёт обычная лопата. Но для этого имеющаяся в распоряжении коммунальщиков рабочая сила должна быть гибкой и быстро мобилизуемой.
А завершить статью хотелось бы словами признательности работникам коммунального хозяйства города. Что ни говори, работа у них тяжёлая и неблагодарная - сколько ни трудись, недовольные всегда будут. Но стоит только представить, что было бы, если бы они хотя бы один день не вышли на работу, и всё сразу видится совсем в ином свете.