Виктор Трифонов 55 лет лепит хлудневскую игрушку
И это не просто свистульки, а целые рассказы о деревенской жизни.
В деревне Хлуднево Думиничского района было 130 домов, в 76 из них жили гончары.
— Моя бабушка Аграфена Фёдоровна и мои родители делали глиняные игрушки, — рассказывает потомственный мастер хлудневского промысла Виктор ТРИФОНОВ. — В 5–6 лет я уже лепил из глины. У мастеров хлудневского промысла есть традиционные сюжеты. Петух — это домашний оберег. Бабушка говорила: «Петух прокукарекал — нечистая сила вон из дома». Фигурку петуха ставили на видном месте, чтобы охранял от нечисти. Барыня с детьми — это кормилица, хранительница очага. Коза с козлёнком — чтобы в хозяйстве скотина водилась. Моя бабушка Аграфена Фёдоровна придумала древо жизни. Когда у неё спросили, почему она так назвала игрушку, бабушка ответила: «Древо даёт всем жизнь. На нём — птицы, под ним — животные, люди».
Глина для игрушек берётся особенная, хлудневская. В деревне был карьер, добывали известняк. Для игрушки подходит только синяя глина, мастера называли ее «синька». Когда работаешь, она не пристаёт к рукам, как будто масляная. Ещё в деревне были залежи гончарной глины, из которой горшки делали. Но игрушки из неё не получаются.
— Сделать хлудневскую игрушку непросто. Если сравнить свистульку с филимоновской или дымковской, она более сложная, состоит из двух частей. Сначала делается заготовка, в ней — отверстие, чтобы начала свистеть. Потом лепится фигурка. И затем они соединяются. Игрушка высушивается, обжигается и расписывается красками. Я использую гуашь. Красный, зелёный, синий цвета — это трава, вода, солнце: всё олицетворяет деревенскую жизнь.
Работы семьи Трифоновых можно увидеть в Доме мастеров до 15 декабря — здесь к 60-летию Виктора Ивановича открылась выставка. Юбиляр очень любит частушки. И сочиняет их слёту. На открытии о своей жизни он рассказал в частушках.
А я парень хлудневский,
Из Калужской области,
Хочу — леплю, хочу — пою,
На всё хватает доблести.
Я три года дома не был,
Был на Крайнем Севере,
Пусть попробуют сказать,
Что я пониже клевера.
Песен много знаю я,
Могу петь до утра,
Но пора за глину браться,
Извиняйте, господа.
Виктор Трифонов с руководителем «Калужской тальянки» Владимиром Раковым и хлудневской козой (дочь Татьяна).
— Папа очень заводной во всём — в делах, в работе, отдыхе, — рассказала нам Татьяна, дочь Виктора Трифонова. — Как есть свободная минутка — тут же за кусок глины, который превращает вот в такие интересные фигурки. Мне очень нравится, как он делает петухов. Они получаются красивыми, яркими, с роскошными хвостами. Я тоже делаю игрушки, но у меня петухи так не выходят. 2017-й — Год Красного Петуха. Сделаем много таких игрушек и всем будем дарить! Хлудневскую игрушку в нашей семье лепит уже много поколений: прабабушка, бабушка, папа, я, мой сын Денис. За глину сажусь, только если есть вдохновение, иначе ничего не получится. И у каждой игрушки — свой характер, свой голос: прокалываешь свистульку — одна звонко гудеть начинает, а другая издаёт более глухой звук.
Потомственный мастер Виктор Трифонов с дочерью Татьяной и внуком Денисом.
«Моя деревня».
«Новогодний оркестр».
Древо космических технологий.
«Семья Трифоновых плывёт в лодке».