Немцы молились Богоматери и надеялись вернуться в Калугу
12 октября 1941 года в девять часов вечера немцы вошли в Калугу. Началась трёхмесячная оккупация города.
Этот период войны в своих воспоминаниях привёл наш земляк, уроженец Воротынска Александр Боярчиков (1902–1981).
Жестокая война с Германией приближалась к Воротынску. Радио на всю страну оглашало бодрые сводки с фронта. В действительности же в первые месяцы войны Красная Армия попала в окружение противника и перестала действовать, а армия Германии всё время шла вперёд, не получая должного сопротивления. В последнюю минуту из Калуги пришёл приказ всем колхозам и совхозам области эвакуировать молочный скот в восточном направлении. Но было уже слишком поздно: все дороги на восток были отрезаны противником, и Воротынск был взят без боя.
Расстрелы неблагонадёжных
По рассказам очевидцев, перед сдачей города из всех калужских тюрем были выпущены на свободу подследственные и осуждённые преступники-бытовики: воры, убийцы и казнокрады. Перед тем, как отпустить уголовников на волю, их заставили копать могилы вдоль стен калужской тюрьмы (нынешяя улица Николо-Козинская). Когда воров и казнокрадов отпустили, чекисты стали выводить из камер осуждённых и подследственных по политическим статьям — учителей, инженеров и агрономов. Их поставили у западной стены тюрьмы около вырытых траншей лицом к стене и стали расстреливать. Все расстрелы проводились старшим лейтенантом МВД Максимовым и старшиной Куроедовым. Руководителем расстрелов в калужских тюрьмах был начальник следственного отдела и подполковник КГБ — Иосиф Моисеевич Калябин. После смерти Сталина его осудили и расстреляли.
Псалмы у икон
В первую же ночь после прихода в Воротынск немецкой армии квартирьеры расселили своих солдат по жилым домам. В доме Александра Боярчикова было семь рядовых. Они вошли в избу без огнестрельного оружия, оставив его на улице. В избе немецкие солдаты первым делом подошли к иконе Богоматери и, поклонившись ей, зажгли лампаду. После этого они встали на колени и запели свои молитвы на церковный лад. Пока солдаты молились Богу, пожилые женщины внесли в избу десять снопов чистой соломы и расстелили её на полу. Окончив песнопение божественных псалмов и выкурив по сигарете, немцы улеглись спать. Рано утром их поднял дежурный офицер и предложил позавтракать, а после повёл в сторону Калуги. В те дни шли жестокие бои между советскими и немецкими войсками. Через неделю пала и Калуга.
Древний город Воротынск был под пятой немецкой армии всего 3 месяца. За это время германские войска не особо беспокоили наших колхозников поборами. Всё продовольствие для немцев отпускалось по нарядам из колхозных погребов, скотных дворов, амбаров и птичников.
Русский мороз
В те дни было непрерывное движение через деревни и леса советских солдат из окружения. Они шли группами и в одиночку к переправе на реке Оке в сторону Тулы. Однажды автор воспоминаний увидел вышедших из леса на дорогу возле Воротынска двух женщин в военной комсоставской форме Красной Армии. Они рассказали, что бежали из колонны русских пленных, которых отправляли в Германию. Женщины торопились к переправе, чтобы скорее добраться до Тулы. До войны они служили военными врачами в Красной Армии. В самый момент побега одна из женщин споткнулась и сильно повредила ногу. Всю дорогу она хромала. Очень сильные физические боли надломили её волю, и она ужасно измучилась. Александр Боярчиков как смог поддержал её словами. Он принёс женщинам хлеб, сахар и соль и провёл их мимо Воротынска на переправу к Туле.
В тот суровый год нежданно пришла суровая зима. Как когда-то французы, теперь и немцы дрогнули от русского мороза и стали отступать. В Рождественскую ночь 1941 года германские войска без боя сдали Перемышль, Воротынск и с боями Калугу, отступив к Юхнову. А вскоре после их отступления вернулись части Красной Армии и восстановили органы советской власти.
Рассказывали, что Гитлер приказал не разрушать Калугу, всё ещё надеясь перед новой битвой за Москву превратить её в зимние квартиры для немецких войск. Об этом же безуспешно мечтал и Наполеон ещё в 1812 году.