Есть КРИВОВИЧЕВ – есть ФЕСТИВАЛЬ!

Владимир КАРПОВ. Фото Михаила БОРИСОВА.
Опубликовано: 27.09.2016 11:43 0 857
Есть КРИВОВИЧЕВ – есть ФЕСТИВАЛЬ!

Завершился VI Всероссийский фес-тиваль «Старейшие театры России в Калуге».

Вторая половина программы фестиваля вызвала весьма противоречивые чувства.

Николай Лесков — писатель-пророк
Тульский драмтеатр представил малоизвестную пьесу Николая Лескова «Расточитель» в постановке Родиона Овчинникова (он же — художник-постановщик). Спектакль тульского театра убедил в правоте Льва Толстого, назвавшего Лескова писателем будущего. И в самом деле: история молодого промышленника Ивана Молчанова, дерзко задумавшего грабительский капитализм переделать в социально ориентированный и посаженного коллегами-коммерсантами в сумасшедший дом — куда как современна. Пьеса и спектакль насыщены поистине огненными страстями. Это трагедия в её высоком понимании. Прибавим к этому блестящие актёрские работы как мастеров старшего поколения (народный артист РФ Борис Заволокин, заслуженный артист РФ Юрий Жуков), так и уже подбирающихся к среднему Андрея Харенко, Юрия Богородицкого, Дмитрия Чепушканова. Впрочем, здесь не было ни одной проходной роли. И это был настоящий русский психологический театр. Правда, не получивший одобрения жюри.
Тот же традиционный реалистический театр показали калужане в спектакле по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», поставленном Анатолием Бейраком. Об этом талантливом и глубоком спектакле нам уже приходилось одобрительно писать, и радостно, что зрители с неизменной теплотой его принимают.

Зычный «Король Лир»
«Король Лир» Шекс-пира, как его понимает режиссёр Гульнара Галавинская и Рязанс-кий драмтеатр, получился громогласным. Душераздирающая судьба самоуверенного отца, погубленного коварными дочерьми, оснащена громкой электронной музыкой. Актёры работают исключительно на крике, активно используя при этом микрофоны (что в драмтеатре не совсем прилично). Получается одновременно оглушительно и монотонно. Когда актёры вышли на поклон, очередь с букетами выстроилась к исполнителю роли Глостера артис-ту Юрию Борисову. И неудивительно: его персонаж получился самым человечным.

Как это попало на фестиваль?
К сожалению, случились и жестокие разочарования. Так, Рыбинский драмтеатр привёз «Зойкину квартиру» М. Булгакова (режиссёр — Пётр Орлов). Нам, во‑первых, представляется странным выбор этой фельетонной, далеко не самой лучшей и на сегодня устаревшей пьесы. Во-вторых, сами участники спектакля, казалось, слабо понимали, зачем они всё это делают: то вяло танцуют, то отчаянно комикуют. Из общего довольно вялого действа выделялись Сергей Шарагин в роли Обольянинова и Николай Шишигин в роли Аметистова. Последняя роль привлекательна для любого актёра, однако калужанам привелось видеть в этой роли таких ярких мастеров, как калужанин Сергей Лунин и ярославский актёр Валерий Кириллов. И это было несравненно лучше.

Обидно, что «Кабалу святош» того же М. Булгакова не спас даже такой серьёзный актёр, как заслуженный артист РФ Сергей Казаков. Пензенский драмтеатр показал спектакль в режиссуре Ирины Керученко с тусклыми актёрскими работами, какими-то просто самодеятельными костюмами и декорациями из чулана.

Памяти великих
режиссёра Георгия Товстоногова и его верного соратника актёра Евгения Лебедева посвятил свой спектакль коллектив Тбилисского русского драматического театра. Они привезли в Калугу «Холстомера» Льва Толстого в постановке Автандила Варсимашвили. Жанр спектакля по мотивам другого спектакля, известного и уже классического, нам, пожалуй, не знаком. Были опасения, что тбилисцы повторят работу своего знаменитого земляка. Однако этого, к счастью, не произошло. Благодарная память о шедевре Товстоногова сквозила в спектакле Автандила Варсимашвили, и всё же получилось оригинальное произведение, решённое в лирико-трагедийных интонациях. Бурные и долгие овации по праву достались тбилисскому театру. Добавим, что спектакль прошёл вне конкурса фестиваля, а не то… в противном случае… кто знает…

Прискорбно, но не удалось посетить моноспектакли программы «Актёр & коврик», среди которых, по отзывам зрителей и специалистов, были прекрасные работы.

VI Всероссийский фестиваль старейших театров России прощается с Калугой. До новых встреч!

А вот на читку хотя бы одной пьесы финала конкурса инсценировок русской литературы попасть удалось. Читали пьесу В. Кушнира «Печорин» по «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Группа Калужских актёров во главе с Сергеем Вихревым смущённо извинялась за то, что публике предстояло услышать: пьеса, по их общему мнению, оказалась громоздкой и мутной по смыслу, непригодной к постановке. Услышанный небольшой отрывок этот диагноз подтвердил: вместо хотя бы попытки проникновения в один из лучших романов русской литературы — пустое оригинальничанье.

Ложка дёгтя: претензии и жалобы
По ходу фестиваля накапливались вопросы, прежде всего к арт-директору Григорию Заславскому. Вот они. Почему для участия в фестивале отбираются откровенно слабые спектакли? Что это: небрежность при отборе, политика, тревожные симптомы состояния современного русского театра? Нужное подчеркнуть. Как в финал конкурса пьес попадают беспомощные тексты? По принципу «никому до нас и в голову не пришло»? Не из чего выбрать? Обнищали? Нужное подчеркнуть.

Половник мёда: благодарности
всем, кто провернул это грандиозное мероприятие. Наш фестиваль с возрастом становится всё больше: здесь уже не только конкурс полноформатных спектаклей, но и упомянутые конкурсы моноспектаклей и пьес, огромное количество мастер-классов и пресс-конференций. И весь этот гигантский труд с блеском и внешней лёгкостью, за которой — тяжёлая и высокопрофессиональная работа, проделал коллектив Калужского областного драматического. Особое спасибо — Александру Анатольевичу Кривовичеву, вдохновителю и мощному двигателю фестиваля! От него не услышишь нытья о «нашем непростом времени». Он просто хорошо и увлечённо делает ДЕЛО.

Приезжать в Калугу на театральный фестиваль стало заманчиво и престижно. А мы только за! Добро пожаловать!

Дипломанты
VI Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге»
Лучший актёрский ансамбль — спектакль «То да Сё» Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.
Лучшая сценография — художник-постановщик Ксения Шимановская (спектакль «То да Сё» Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского).
Лучшая мужская роль — Николай Шишигин, сыгравший Александра Аметистова в спектакле «Зойкина квартира» (Рыбинский драматический театр).
Лучшая актриса фестиваля — Надежда Ефременко в роли Голды в спектакле «Поминальная молитва» и в роли Актрисы в спектакле «Без грима» (Калужский областной драматический театр).
Лучший спектакль — «Поминальная молитва» (Калужский областной драматический театр).

Дипломами также были отмечены:
Элина Манапова за роль Анфисы Громовой в спектакле «Вдовий пароход» Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского, Лейла Гусейнова за роль Верки (немой) в спектакле «Милые люди» (г. Оренбург), Александра Ислентьева за роль Матери в спектакле «Последнее письмо» (Московский театр «Эрмитаж»), Алеся Маньковская за роль Анны в спектакле «Тюремный психолог» и Артур Левченко за роль Шефтеля Локтева в спектакле «Живой Маяковский (г. Новокузнецк).
Владимир КАРПОВ. Фото Михаила БОРИСОВА.
Опубликовано: 27.09.2016 11:43 0 857
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев