Тургенев в семейных трусах...

… был явлен на калужской сцене в день открытия Всероссийского фестиваля старейших театров России.
23.09.2016, 09:58
0 1165
Владимир КАРПОВ. Фото Александра ФАЛАЛЕЕВА.

… был явлен на калужской сцене в день открытия Всероссийского фестиваля старейших театров России.

Сей смелый поступок принадлежит художественному руководителю авторитетнейшего Ярославского драмтеатра Евгению Марчелли, поставившему пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

Итак, 1850 год, лето в дворянской усадьбе. Тонкие чувства, изысканные манеры, роскошные платья и изящные сюртуки. Упоительная атмосфера влюбленности. Ага! Щас! Такой Тургенев не нужен режиссёру. Тонкость чувств Тургенева подменяется грубостью и чередой комических трюков. Трудно представить русских дворян хамовитыми в тех костюмах, которые они реально носили? 

Долой сюртуки и платья! Оденем гувернёра в семейные панталоны и халат, а домашнего учителя — в майку-алкоголичку, помещицу милостиво обрядим в джинсы. Усадьбу и прилегающие окрестности пусть изображает унылая фанерная коробка. Современно, а чо! И вот ты уже в свободном от Тургенева полёте.

«Дерьмо!» — вскричал он и взмахнул ножом
Да, Иван Сергеевич был аристократом, и нужно, по идее, исходить из этого. А значит, его герои — цивилизованные люди. А цивилизованность означает прежде всего сдержанность во всём. Не то в спектакле Евгения Марчелли. Помещица Наталья Петровна (актриса Анастасия Светлова), влюблённая в студента-учителя, на протяжении всего спектакля пребывает в тяжёлой истерике. Временами она бьётся в конвульсиях, речь её становится невнятной. Тяжкое зрелище. Её сынишка, перемазанный грязью с ног до головы, с диким криком «Scheiße!» («дерьмо» — кто не знает немецкого) пытается перерезать ножом горло зазевавшемуся гостю. А чо, свежо и остро!

Интимную жизнь — на сцену!
Погружаясь в спектакль Евгения Марчелли, понимаешь, что интимные переживания героев кажутся режиссёру слишком пресными. И он добавляет остроты. Доктор Шпигельский (блестящая игра Юрия Круглова), хватанув спиртику из пузырька, откровенно и обстоятельно лапает помещицу. Благодарный смех части зрителей. Сеанс синхронного щупанья представляют учитель, воспитанница и служанка. Появившиеся вовремя рабочие сцены окатывают сладкую троицу водой из шлангов. Что-то напоминает. Ну конечно: разгневанные жильцы «хрущёвки» поливают с балкона разбушевавшуюся собачью свадьбу. Знай наших, ты, Тургенев! Но идём дальше.

Во втором акте на сцену выносят здоровенный диван-сексодром, на котором и разворачивается основное действие. Воспитанница Верочка (актриса Дарья Таран) стаскивает штаны с учителя (актёр Максим Подзин) и разваливается на диване в недвусмысленной позиции. Студент, со своей стороны, с размаху кидает на тот же предмет мебели помещицу и взбирается на неё, как альпинист на скалу. Входит муж. Атмосфера в зале накаляется. И вот уже кое-кто, пахнущий антрактной водочкой, смекает, что находится в родной атмосфере Comedy Club. Радостный смех сопровождается громкими, во весь голос, комментариями: «Гля, Коль, а вон и муженёк пришёл!». Ну, если Евгений Марчелли добивался того, чтобы приблизить Тургенева к уровню такого зрителя, он преуспел. Только это не Тургенев.

Тургенева не жалко!
От великого писателя не убудет. Иван Сергеевич относится к тем художникам, которые давно сами выбирают, кому они будут нравиться. Жалко зрителя, которому внушают, что так называемое современное прочтение классики возможно через цинизм и пошлость. И, чтобы заинтересоваться высоким искусством, нужно побывать на сеансе откровенного дурновкусия.

Мы прирастаем друзьями!
Один из них — коллектив Севастопольского русского драмтеатра, в гостях у которого калужская труппа уже успела побывать. Севастопольцы отметили 105-летний юбилей, тем самым вступив в клуб старейших театров страны. Наши поздравления!

Знакомство с калужскими зрителями прошло на ура. Давали спектакль «Тодасё» по рассказам А.П. Чехова в постановке Никиты Гриншпуна. Раннее творчество Чехова-студента — беспроигрышный материал для театра, который охотно использовали уже сто лет назад во МХАТе и в театральной студии Евгения Вахтангова. И севастопольские актёры показали, что Чехов живее всех живых. Зрители погрузились в жизнь самых обычных россиян, пусть и одетых несовременно (яркие и очень точные костюмы художников Ксении Шимановской и Натальи Лось), но таких узнаваемых в своих комических и не очень житейских неурядицах. Спектакль получился весёлым, добрым и очень человечным. Короткие сценки, написанные Антошей Чехонте (псевдоним молодого литератора) буквально на коленке и публиковавшиеся зачастую просто в газете, разворачиваются стремительно. Каждый актёр играет несколько ролей и делает это с неподдельным азартом. Режиссёр изобретательно выстраивает мизансцены. Так, в сценке «Который из трёх?» девицы различного возраста ловят женихов удочками, сачками и даже сетью, вызывая восторженный смех. А инсценировка рассказа «Налим» просто потрясла до колик и слёз. Откройте текст новеллы, повествующей о рыбалке, и представьте себе группу спорт-сменов в борцовках, которые, напряжённо пыхтя и переругиваясь, показывают класс греко-римской борьбы, со всеми её захватами, бросками и чем там ещё. Особенно благодарный отклик вызвала блестящая пластика артиста Александра Порываева в роли… налима.

За первым свиданием, надеемся, последует развитие отношений в виде гастролей.

Простите, но это не Шукшин
Разочаровал спектакль «Милые люди» по рассказам Василия Шукшина, поставленный в Оренбургском драмтеатре его художественным руководителем, народным артистом РФ Рифкатом Исрафиловым. Истории Шукшина представлены в виде серии развесёлых анекдотов. И вот в чём оренбургские актёры действительно сильны — так это в песнях и плясках. Великолепно исполнены народные и популярные советские песни, сольно и хором. По-настоящему зажигательны народные танцы. Только вот великий русский писатель не был весельчаком. Да, его герои, как он сам выражался, чудики. В их жизни действительно много нелепого. Однако главная интонация — пронзительность, не замеченная авторами спектакля. А ещё — философичность: мало кто из русских писателей так вдумчиво размышлял о смысле жизни. И эта сторона творчества Василия Макаровича, к сожалению, потерялась. Но возникло желание пересмотреть фильмы Шукшина «Ваш сын и брат» и «Живёт такой парень». Тоже результат!

 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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