Калужанин обучит школьников бюджетной грамотности
Виталий ЧЕРНИКОВ стал одним из основных авторов пособия по предмету с таким названием. С этого учебного года в пилотном режиме его изучают в трёх регионах нашей страны.
Что такое бюджет и для чего он нужен? Откуда в бюджете деньги и почему их часто не хватает? Как мы можем повлиять на бюджет? Впервые в нашей стране сделана попытка дать простые и понятные ответы на эти очень сложные вопросы. Изложены они в учебнике для 10-го класса «Бюджетная грамотность». Предмет с таким названием в этом учебном году в пилотном режиме начали изучать старшеклассники трёх регионов: Республики Башкортостан, Пермского и Алтайского краёв. Одним из авторов учебного пособия является калужанин — известный политолог и общественный деятель Виталий ЧЕРНИКОВ.
Бюджет — в народ!
— «Бюджетная грамотность» — детище Министерства финансов РФ и Всемирного банка, одобренное федеральным Министерством образования, — рассказывает Виталий Алексеевич. — Этот проект является частью большой работы, задача которой — сделать информацию о бюджете открытой и понятной широкой общественности. За последние годы Минфином в этом направлении проделана достаточно большая работа. В частности, создана программа «Бюджет для граждан», в рамках которой на сайте министерства ежегодно публикуется адаптированный вариант главного финансового документа страны. С его помощью все желающие в доступной для них форме могут ознакомиться с основными этапами бюджетного процесса на федеральном уровне. То же самое должны делать и все регионы и муниципалитеты. Где-то эта работа налажена хорошо, где-то, в том числе и в Калужской области, пока хромает. Для чего это нужно? Когда граждане понимают, что такое бюджет и что он формируется из их денег, они становятся общественными контролёрами расходования бюджетных средств. В конечном итоге, это очень эффективный инструмент в борьбе с коррупцией. Предмет «Бюджетная грамотность» — попытка выйти на это поле уже через детей. Ещё одна цель проекта — воспитать кадры новых финансистов, которые уже со школьной скамьи погружены в материал. В нашей стране был период, когда открывалось множество экономических вузов получастного характера, выдававших фактически «пустые», не подкреплённые реальными знаниями дипломы. В экономических процессах их обладатели, как правило, не ориентировались.
Просто — о сложном
— Работа над учебником началась около года назад. В комплект входят методичка для учителя, учебник для школьников, рабочая тетрадь для них же и пособие для родителей. В него мы включили основные экономические термины и параметры, которые помогут взрослым не чувствовать себя дилетантами, беседуя с детьми. Плюс это возможность повысить собственные знания в области бюджета.
На этой картинке из учебника показано, как имеющиеся бюджетные средства сдерживают наши желания и стремления.
Я работал в качестве эксперта Института бюджетных решений над учебниками для школьников и родителей. Нашей главной задачей было сделать так, чтобы, с одной стороны, сохранить смысловую нагрузку информации, которую мы хотели донести до детей, а с другой — сделать это просто и нескучно. Была проделана скрупулёзная работа. Содержание глав на этапе их написания менялось раз пять. Эксперты давали читать материал детям-старшеклассникам, спрашивали у них, всё ли понятно. И, если какие-то вещи оказывались трудными для их восприятия, мы снова собирались и по 3–4 часа работали над корректировкой. Потому что нашей целью было не просто учебник написать, а помочь школьникам стать грамотными, мотивированными людьми. В учебном пособии много иллюстраций, которые оживляют материал, есть несколько деловых игр. Но у меня всё-таки ощущение, что идеала мы пока не добились и текст местами сложноват.
До встречи в марте
Азы «Бюджетной грамотности» школьникам преподают учителя обществоведения. Летом эксперты Минфина провели для них специальный обучающий семинар. Новый предмет старшеклассники изучают на факультативной основе, с согласия родителей. Ребята, прошедшие обучение по этому курсу, получат сертификат. Это серьёзный бонус, дающий школьникам преимущество при поступлении в экономические вузы. Предварительное согласие на это от руководителей пилотных регионов уже получено.
Первые итоги проекта подведут на семинаре в марте 2017 года. Педагоги вновь встретятся с его авторами, чтобы поделиться результатами своей работы, озвучить проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. Если в целом отзывы окажутся положительными, программу откорректируют и выпустят обновлённую версию, по которой со следующего года будут заниматься школьники уже всех российских регионов. Впрочем, желающие поработать над своим бюджетным ликбезом смогут сделать это уже в ближайшее время — совсем скоро электронные версии учебников опубликуют в Интернете.
Оказывается, комплект документов федерального бюджета весит 16 кг. А если его распечатать на листах формата А4, то можно выложить из них дорожку длиной 10 км.