«Учитель для России»: троянский конь или спасательный круг?

Оксана КОЛОСОВА.
Опубликовано: 06.09.2016 12:09 0 790
«Учитель для России»: троянский конь или спасательный круг?

В этом учебном году на работу в калужские школы пришли учителя без педагогического образования. 

«Левые люди»
Об образовательном проекте «Учитель для России» заговорили задолго до его старта в нашем регионе. Читатели на портале kp40.ru, ссылаясь на авторитетные источники, рассказывали, что в школы придут некие «левые люди» без дипломов педагогов и что платить им будут чуть ли не по 100 тысяч рублей в месяц.

В министерстве образования и науки Калужской области подтвердили: действительно, с нового учебного года работать учителями пришли 53 новых сотрудника, которые на данный момент диплома о высшем педагогическом образовании не имеют. Однако степень их «левизны» весьма условна. Все эти люди являются участниками программы «Учитель для России» и — по совместительству — ещё и выпускниками лучших вузов страны, входящих в топ‑45.

— По первому образованию это математики, кибернетики, лингвисты, экономисты, менеджеры, специа­листы в области пиара. Средний балл их диплома — 4,5, — рассказал нам министр образования и науки региона Александр АНИКЕЕВ. — Все участники программы прошли жёсткий четырёхступенчатый отбор. Затем ребята в течение 5 недель проходили обучение в Летней школе. Проводилось оно по специальной ускоренной программе лучшими методистами и педагогами страны. По результатам обучения ребята получили сертификат о повышении квалификации, который даёт им право работать в общеобразовательной школе. В общей сложности профессиональная переподготовка молодых людей займёт два года, после чего они получат полноценный диплом педагога.

Страх нового
Проект «Учитель для России» стартовал весной 2015 года по инициативе негосударственных общественных организаций. Согласно информации, размещённой на официальном сайте программы, её долгосрочная цель — «создание сообщества молодых талантливых специалистов, способных дать импульс для её обновления и развития».
На том же портале указано, что аналогичные программы успешно работают в 37 странах мира. В частности, упоминается модель Teach for All.
Впрочем, проштудировав различные интернет-издания, мы выяснили, что мнение об этом проекте в нашей стране сложилось не совсем однозначное. Одни эксперты говорят о ней с восторгом, называя надеждой российского образования. Другие считают её чудовищной и уверяют, что это ненавязчивый способ вербовки целой социальной группы, которая в дальнейшем будет продвигать западные ценности. 
— Все эти разговоры — глупость несусветная, — комментирует министр Александр Аникеев. — У нас всегда всё новое встречает определённый негатив. Я в течение года наблюдал за отбором этих ребят, присутствовал на многих занятиях и с каждым разом всё больше убеждался в том, что эта система должна развиваться. Более того, её стоит заимствовать и при рекрутинге учителей, которые получили педагогическое образование.

На какие шиши?
Большинство участников проекта — жители Москвы и Санкт-Петербурга. Финансовую поддержку им оказывают несколько крупных банков и региональный бюджет. Впрочем, конкретного ответа на вопрос о заработной плате участников проекта мы не услышали.

— Они будут получать зарплату обычного молодого педагога за 18 часов преподавания в неделю, — пояснил министр. — Это где-то 15 тысяч рублей. Плюс компенсация от Калужской области за съём жилья. Её размер предположительно составит около 20 тысяч рублей.

«Они будут пахать!»
35 тысяч рублей для педагога без опыта работы — совсем недурно. Опросив знакомых учителей, мы выяснили, что средний доход начинающего специалиста в городской школе составляет не более 20 тысяч рублей в месяц. Логичен вопрос: справедливо ли это по отношению к тем ребятам, которые закончили педагогические вузы и сознательно выбрали эту профессию? Не послужит ли это причиной конфликта между «обычными» учителями и участниками проекта, которые пока никак себя не проявили, но уже на старте получили массу преимуществ?

— Мы не позиционируем их как элиту, — говорит глава регионального минобра. — Они будут пахать! Одним из условий участия в проекте является работа в течение двух лет в школах с так называемым сложным социальным контекстом. К ним относятся учебные заведения, которые либо показывают низкие образовательные результаты в течение ряда лет, либо имеют особый контингент учащихся. Это или дети из социально неблагополучных семей, или дети мигрантов. Участники программы будут работать со слабыми школьниками. Что касается зарплаты, то молодым учителям, которые приходят в школы, тоже выплачивают подъёмные из бюджета Калужской области. Так что не думаю, что возникнут какие-то конфликты.

Сбегут или не сбегут?
Один из разделов сайта «Учитель для России» посвящён достижениям участников проекта, проработавших в школе уже год. Список их успехов впечатляет. Кто-то стал лауреатом профессионального конкурса, кто-то успешно подготовил учеников к сдаче выпускных экзаменов или к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, кто-то добился роста академической успеваемости по своему предмету. 

Александр Аникеев уверен в успешной реализации проекта и в Калужской области.
— Конечно, после его окончания в школах останутся не все участники, но две трети — наверняка.

Оксана КОЛОСОВА.
Опубликовано: 06.09.2016 12:09 0 790
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев