Андрей ПЯТЕЦКИЙ: «Двигаюсь только вперёд!»
Известный многим калужанам футболист 90-х, игравший за «Зарю» и «Турбостроитель», а затем — основатель российско-немецкой фирмы «Фишер-Калуга», уже давно живёт в Испании. По слухам, и там преуспел в бизнесе.
Поэтому совершенно неожиданно было столкнуться с Андреем Пятецким в разгар лета на стадионе в Анненках, на кубковой игре «Калуги» с ФК «Строгино».
Не бизнесом единым
— Какими судьбами, Андрей?
— Действительно, последний раз я приезжал в Калугу уже давненько, точнее, три года назад. Думаю, теперь буду наведываться чаще.
Наш семейный бизнес окреп. Жена взяла на себя большую часть обязанностей по контролю за нашими супермаркетами. И у меня в связи с этим появилась возможность вернуться к любимому занятию — футболу. Ну и, естественно, приехав, не могли не прий-ти с Никитой на игру «Калуги» посмотреть, с друзьями пообщаться. Сын ведь тоже в Испании занимается в Футбольной академии. Первые три года провёл в школе «Барселоны».
— Заинтриговали! Неужто и вы играете за русских ветеранов-эмигрантов? Или переманиваете калужских игроков для выступления за клубы Испании?
— Нет (смеётся)! С активным футболом мне пришлось распрощаться ещё в конце 90-х, когда, выступая за команды Германии, я перенёс ряд серьёзных операций по замене обоих менисков. А что касается спортивного менеджмента, тут вы недалеки от истины. Сегодня я сотрудничаю с Футбольной академией города Салоу, где мы живём. Это огромный комплекс с восемью полями и более чем с 1000 обучающихся. Как детей, так и взрослых. Тренеры занимаются с футболистами от 12 до 20 лет по новой технологии «Смарт-футбол», которую разработал один испанский спортивный физиотерапевт. Учат всему: как правильно тренироваться, питаться, восстанавливаться. Курсы рассчитаны на срок от 1 до 9 месяцев. В 2015 году у нас прошли полный цикл обучения группы юношей из Аргентины и Прибалтики. И только один парень — из Москвы…
Школа открыта для всех
— Стоп! Насколько мне известно, Салоу — европейский курорт и туристический центр в Каталонии, на «Золотом берегу» Коста-Дорады, со знаменитым парком развлечений «Порт Авентура» — находится в 100 километрах от Барселоны. И вы хотите сказать, что в городке с населением в 27000 человек работает спорт-школа с 8 полями?!
— И в этом нет ничего удивительного. В Испании в каждой деревне есть прекрасное футбольное поле, и не одно, и, как правило, несколько взрослых и детских команд, которые тренируют исключительно лицензированные тренеры. И мы, действительно, активно ищем талантливых детей в разных регионах, как в Испании, так и в других странах. Так что, если есть желание, любой талантливый калужанин может стать учеником нашей академии.
— Андрей, то есть, если у кого-то из наших земляков возникнет желание потренироваться в вашей академии, он может к вам обратиться?
— Конечно! Мой электронный адрес: futbolacademia@yandex.ru
Иное отношение
— Андрей, извините за нескромный вопрос, а как вы оказались в этой жаркой стране на краю Европы?
— У меня всегда было желание двигаться вперёд. Студентом я играл за «Буревестник» МВТУ им. Баумана. Потом Юрий Петрович Игнатов пригласил в «Зарю». Когда моторостроительный завод перестал финансировать эту поистине народную калужскую команду и она развалилась, перешёл в «Турбостроитель». Уже тогда искал возможность попробовать себя в Европе. В Германии я провёл три с половиной года.
— Но там вы играли на любительском уровне…
— У немцев 9 дивизионов. И только 2 являются профессиональными. Однако относятся к любителям там, как к профессионалам. Мы, калужские легионеры, жили с жёнами и детьми в комфортабельных квартирах, нам платили приличную зарплату и хорошие премиальные. К нам относились очень уважительно, как к настоящим профессионалам. Это было замечательное время! Там у нас родился Никита! За два немецких клуба я провёл 70 матчей, как опорный защитник. Забил 6 мячей. И если бы не травмы, играл бы дальше.
— И всё-таки Испания, а не Германия…
— Остаться в Германии тогда не было возможности. Но годы, проведённые там, запомнились не только футболом. Я времени зря не терял. Там пришла идея создания немецко-российской фирмы по производству пластиковых окон. Поэтому, когда закончил играть, легко перешагнул из футбола в обычную жизнь. Другим этот переход давался с трудом. Это ведь очень серьёзный психологический перелом. Приходится начинать жизнь сначала.
Уехали в никуда
— Ваша калужская фирма процветала. Однако вы мечтали о чём-то большем…
— Она процветает и по сей день — во главе с моим другом, бывшим компаньоном (улыбается). Просто я так устроен: не могу довольствоваться тем, что имею. Мне всегда хочется идти вперёд. Узнавать что-то неизведанное. Стремиться к чему-то новому. Однажды побывав в Испании, я загорелся желанием переехать в эту страну. И в 2006-м мы с женой и сыном получили вид на жительство.
— И уехали вот так, без каких-то бизнес-планов, подготовки плацдарма? Без знания языка?
— Да! Мы поехали на свой страх и риск, не имея там ничего и никого. Не зная испанского. Это был очередной шаг в новую, неизведанную жизнь (смеётся).
На перепутье
— Никита, тебе тогда было 7 лет. Сейчас — 17. Ты пошёл в Испании в первый класс, а теперь уже заканчиваешь школу. Скажи честно, как отец говорит на испанском?
— Нормально (улыбается). Ну, когда что-то путает, я его поправляю.
— А сам думаешь на каком языке?
— На испанском. На русском — тяжело (вздыхает, улыбаясь). Ведь большую часть времени я провожу вне дома: учёба, тренировки, друзья… Только с родителями говорю по-русски.
— Никита, ты всю сознательную жизнь совмещаешь учёбу с футболом. Как планируешь дальнейшую жизнь?
— Пока ещё не решил окончательно. Конечно, в идеале хотелось бы не расставаться с футболом. Но пробиться в основу профессионального клуба очень сложно! Я продолжаю заниматься в местной спортшколе. Играю за команду, выступающую в Первенстве Каталонии в одной группе с «Барсой», «Эспаньолой»… Через год, когда окончу школу, буду думать, в какой университет подавать документы. Это зависит от суммы баллов за последние два года и от выпускных экзаменов. Учусь я хорошо. Но пока думаю, выбираю…
Другая система
— Ты вместе с отцом ходил на матчи «Калуги». Как тебе российский футбол Второго дивизиона? Впечатляет?
— Второй дивизион — это как «Сегунда Б»? — обращается с вопросом к отцу. И получив утвердительный кивок и чуть подумав.— Сложно сказать… Здесь играют совсем в другой футбол. Атаки идут через край или навесами. У нас стараются насытить середину поля (показывает, эмоционально жестикулируя, как истинный испанец). Все команды, даже те, которые в конце турнирной таблицы, играют в короткий быстрый пас. И, конечно, индивидуальное мастерство в Испании повыше. Мы там очень много работаем с мячом и занимаемся акробатикой. Но мне понравилось, что в «Калуге» молодых парней тренер выпускает. Значит, растёт новое поколение. Это хорошо!
С надеждой на будущее
— Андрей, вы теперь можете сравнить две школы, два подхода… В чём проблема российского футбола?
— В инфраструктуре. Чтобы что-то изменилось, надо в корне менять подход. Детские футбольные школы вот с таким, как здесь, стадионом — с искусственным полем и как минимум двумя тренировочными полями — должны быть в каждом районе Калуги! На каждой окраине города! Стадион в Анненках — это не стадион для команды мастеров. Он подходит разве что для ДЮСШ. Детские тренеры должны получать нормальную, достойную зарплату, а не смешные 10–15 тысяч.
Я смотрю, как было 10 лет назад, так ничего не изменилось. Разве только в худшую сторону… Главный стадион вот перенесли из центра на окраину… И это в Калуге, которая находится в 200 километрах от столицы! А что говорить о дальних провинциях? Так что ожидать каких-то скорых положительных изменений в отношении главных российских клубов и побед сборной — увы, нет оснований. Должно всё поменяться. И потом, надо ждать, когда вырастет то, новое поколение.