Калужские купцы поскупились на Гостиные ряды

Гостиный двор — сказочное чудо со средневековыми готическими элементами и мотивами русского зодчеств...
12:30 26.07.2016
0 965
Алексей УРУСОВ.

Гостиный двор — сказочное чудо со средневековыми готическими элементами и мотивами русского зодчества допетровского времени — строился почти 40 лет.

Название «Гостиный двор» родилось от слова «гость» — богатый купец. На его месте когда-то располагалась торговая площадь. Ещё в XVII веке калужане прозвали её Красной. Позже это место получило имя Старый торг, когда лавки переехали в район нынешнего Театрального сквера — на Новый торг.

Ряды у калужской крепости представляли из себя скопище деревянных лавок, лабазов и трактиров. Здесь обосновались особые, «вкусные» ряды: хлебный, мучной, калачный, рыбный, соляной, мясной, яблочный. Активно торговали и ремесленные ряды: серебряный, стеклянный, хомутной, железный и другие.

Местное кумпанство
После образования Калужского наместничества по указу императрицы Екатерины II и по генеральному плану застройки города от 1778 года было принято решение снести деревянные лавки и на их месте отстроить богатый каменный Гос­тиный двор. Специально для этого в 1782 году создаётся калужское кумпанство — крупное коммерческое финансовое товарищество, состоящее из 11 самых богатейших калужских купцов. Их фамилии известны: Золотарёвы, Антипины, Фалеевы, Макаровы, Билибины, Теренины и другие. Они взяли на себя основные денежные траты.

Псевдоготика с узкими проездами
Согласно преданию, первый калужский наместник и фаворит императрицы Михаил Кречетников располагал чертежами знаменитого московского Царицынского дворца. Его построил в готичес­ком стиле архитектор Василий Баженов для Екатерины II. Часть задумок опального мастера так и не была реализована и осталась в чертежах. Себе Кречетников отстроил по баженовским планировкам загородную усадьбу в Росве под Калугой. Наместник передал чертежи калужскому архитектору Пет­ру Никитину, который творчески переработал их и добавил древнерусских архитектурных мотивов. Так, столбы-кубышки на арках Гостиного двора — собратья элементов Палат Коробова и крыльца храма Покрова «на рву».

Первоначальный проект Гостиного двора предполагал возведение 20 корпусов с остроконечными готичес­кими башенками. Участок должен был быть разделён на четыре части. В каждой части предполагалось построить 5 корпусов, разделённых перпендикулярными проездами в форме креста. В плане ансамбль представлял прямоугольник, был вытянут с севера на юг. Корпуса расположили в форме замкнутого каре с многочисленными проездами. По внешнему перимет­ру северных, западных и южных корпусов создавалась мощная аркада торговых галерей. Над северными и южными воротами запланировали фигурные фронтоны.

При жизни Пётр Никитин успел построить лишь два первых южных корпуса, датируемых 1784–1789 годами. В 1796 году отстроили ещё два северных корпуса и один юго-восточный. Однако калужские купцы перестали охотно тратиться на каменные лавки. Выяснилось, что проезд между корпусами недостаточно широк. Строительство было приостановлено по прошению калужского купечества, недовольного планировкой ансамбля и пожелавшего удешевить постройку.

Местные купцы попросту пожадничали, хотя задекларировали наличный капитал на огромную по тем временам сумму — более 3 млн. рублей. (При Павле I годовые доходы бюджета Российской империи составляли порядка 70 млн. рублей. — Прим. ред.).

Толкучий рынок
В начале XIX века в Калуге при числен­нос­ти населения 23 тысячи жителей почти каждый пятый принадлежал к купеческому сословию. Поэтому их мнение учли. Возведение торговых рядов возобновилось лишь через 15 лет. В 1811 году из Санкт-Петербурга пришло высочайшее разрешение продолжить строительство с учётом пожеланий калужского купечества.

К этому времени был уже утерян первоначальный проект Петра Никитина. Его преемник — ученик Василия Баженова и калужский губернский архитектор Иван Ясныгин — уменьшил ширину строений и одновременно увеличил расстояние между ними. Сократил он и количество корпусов (до 14). Так появилась внутренняя площадь, которую калужане прозвали «Толкучий рынок».

Последние три корпуса в 1824 году достраивал уже калужский архитектор Николай Соколов.

Частью помещений Гостиного двора владело городское общество. Их использовали для общественных нужд или сдавали внаём. Остальные корпуса находились во владении купечества и переходили по наследству из поколения в поколение.

Самыми известными лавками стали книжный и писчебумажный магазин купца Антипина (располагался в первом, южном корпусе. — Прим. ред.) и шляпный магазин купца Почапина, в котором долгие годы демонстрировалась как знаменитая достопримечательность потерянная от ветра шляпа Николая Гоголя.

 Кстати 
На площади у Гостиных рядов в 1807 году появился первый в городе водопровод и водоразборный фонтан: стоили они 700 рублей. Их построили на личные сбережения калужского купца Михаила Антоновича Макарова. На его портрете, который хранится в Калужском краеведческом музее, сохранились строки, написанные его рукой: «…Я изобрёл и устроил своими средствами с помощью граждан в городе Калуге водопровод на площади близ Гостиного двора и дома ремесленной управы, бассейн с проведённой ключевой водой из колодезя близ церкви Михаила Архангела для продовольствия граждан и тушения пожаров. Сей мой портрет с надписью и медалью».
В 1886 году после организации городского водопровода фонтан перенесли в Городской сад на его настоящее место. Вскоре на площади у Гос­тиного двора появилась деревянная будка — первый общественный туалет.
Почтенную публику на площади Старый торг долгие годы развлекал атт­ракцион «Медвежья комедия». Самые известные калужские медведи Зоя Ивановна и Мартын Иванович показывали «как барышня стесняется кавалера» или «как в праздничный день пьяные на базаре шатаются». В конце выступления происходила борьба с медведем — самое популярное зрелище посетителей Гостиных рядов.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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