Калужские купцы поскупились на Гостиные ряды
Гостиный двор — сказочное чудо со средневековыми готическими элементами и мотивами русского зодчества допетровского времени — строился почти 40 лет.
Название «Гостиный двор» родилось от слова «гость» — богатый купец. На его месте когда-то располагалась торговая площадь. Ещё в XVII веке калужане прозвали её Красной. Позже это место получило имя Старый торг, когда лавки переехали в район нынешнего Театрального сквера — на Новый торг.
Ряды у калужской крепости представляли из себя скопище деревянных лавок, лабазов и трактиров. Здесь обосновались особые, «вкусные» ряды: хлебный, мучной, калачный, рыбный, соляной, мясной, яблочный. Активно торговали и ремесленные ряды: серебряный, стеклянный, хомутной, железный и другие.
Местное кумпанство
После образования Калужского наместничества по указу императрицы Екатерины II и по генеральному плану застройки города от 1778 года было принято решение снести деревянные лавки и на их месте отстроить богатый каменный Гостиный двор. Специально для этого в 1782 году создаётся калужское кумпанство — крупное коммерческое финансовое товарищество, состоящее из 11 самых богатейших калужских купцов. Их фамилии известны: Золотарёвы, Антипины, Фалеевы, Макаровы, Билибины, Теренины и другие. Они взяли на себя основные денежные траты.
Псевдоготика с узкими проездами
Согласно преданию, первый калужский наместник и фаворит императрицы Михаил Кречетников располагал чертежами знаменитого московского Царицынского дворца. Его построил в готическом стиле архитектор Василий Баженов для Екатерины II. Часть задумок опального мастера так и не была реализована и осталась в чертежах. Себе Кречетников отстроил по баженовским планировкам загородную усадьбу в Росве под Калугой. Наместник передал чертежи калужскому архитектору Петру Никитину, который творчески переработал их и добавил древнерусских архитектурных мотивов. Так, столбы-кубышки на арках Гостиного двора — собратья элементов Палат Коробова и крыльца храма Покрова «на рву».
Первоначальный проект Гостиного двора предполагал возведение 20 корпусов с остроконечными готическими башенками. Участок должен был быть разделён на четыре части. В каждой части предполагалось построить 5 корпусов, разделённых перпендикулярными проездами в форме креста. В плане ансамбль представлял прямоугольник, был вытянут с севера на юг. Корпуса расположили в форме замкнутого каре с многочисленными проездами. По внешнему периметру северных, западных и южных корпусов создавалась мощная аркада торговых галерей. Над северными и южными воротами запланировали фигурные фронтоны.
При жизни Пётр Никитин успел построить лишь два первых южных корпуса, датируемых 1784–1789 годами. В 1796 году отстроили ещё два северных корпуса и один юго-восточный. Однако калужские купцы перестали охотно тратиться на каменные лавки. Выяснилось, что проезд между корпусами недостаточно широк. Строительство было приостановлено по прошению калужского купечества, недовольного планировкой ансамбля и пожелавшего удешевить постройку.
Местные купцы попросту пожадничали, хотя задекларировали наличный капитал на огромную по тем временам сумму — более 3 млн. рублей. (При Павле I годовые доходы бюджета Российской империи составляли порядка 70 млн. рублей. — Прим. ред.).
Толкучий рынок
В начале XIX века в Калуге при численности населения 23 тысячи жителей почти каждый пятый принадлежал к купеческому сословию. Поэтому их мнение учли. Возведение торговых рядов возобновилось лишь через 15 лет. В 1811 году из Санкт-Петербурга пришло высочайшее разрешение продолжить строительство с учётом пожеланий калужского купечества.
К этому времени был уже утерян первоначальный проект Петра Никитина. Его преемник — ученик Василия Баженова и калужский губернский архитектор Иван Ясныгин — уменьшил ширину строений и одновременно увеличил расстояние между ними. Сократил он и количество корпусов (до 14). Так появилась внутренняя площадь, которую калужане прозвали «Толкучий рынок».
Последние три корпуса в 1824 году достраивал уже калужский архитектор Николай Соколов.
Частью помещений Гостиного двора владело городское общество. Их использовали для общественных нужд или сдавали внаём. Остальные корпуса находились во владении купечества и переходили по наследству из поколения в поколение.
Самыми известными лавками стали книжный и писчебумажный магазин купца Антипина (располагался в первом, южном корпусе. — Прим. ред.) и шляпный магазин купца Почапина, в котором долгие годы демонстрировалась как знаменитая достопримечательность потерянная от ветра шляпа Николая Гоголя.
На площади у Гостиных рядов в 1807 году появился первый в городе водопровод и водоразборный фонтан: стоили они 700 рублей. Их построили на личные сбережения калужского купца Михаила Антоновича Макарова. На его портрете, который хранится в Калужском краеведческом музее, сохранились строки, написанные его рукой: «…Я изобрёл и устроил своими средствами с помощью граждан в городе Калуге водопровод на площади близ Гостиного двора и дома ремесленной управы, бассейн с проведённой ключевой водой из колодезя близ церкви Михаила Архангела для продовольствия граждан и тушения пожаров. Сей мой портрет с надписью и медалью».
В 1886 году после организации городского водопровода фонтан перенесли в Городской сад на его настоящее место. Вскоре на площади у Гостиного двора появилась деревянная будка — первый общественный туалет.
Почтенную публику на площади Старый торг долгие годы развлекал аттракцион «Медвежья комедия». Самые известные калужские медведи Зоя Ивановна и Мартын Иванович показывали «как барышня стесняется кавалера» или «как в праздничный день пьяные на базаре шатаются». В конце выступления происходила борьба с медведем — самое популярное зрелище посетителей Гостиных рядов.