Манипуляторы среди нас
Как знакомые и близкие скрыто влияют на наше поведение.
Сейчас модно говорить о том, как нами манипулируют СМИ, особенно телевидение. Действительно, зомбоящик творит чудеса, навязывая глупейшие стереотипы, в самое короткое время отключая память и с лёгкостью разворачивая настроения людей на 180 градусов. И к нему мы ещё вернёмся. Однако поговорим о другом, не менее интересном типе манипуляции, — межличностном.
В самом общем смысле все люди делятся на самодостаточных личностей и манипуляторов. Самодостаточным никто не нужен, они всегда и во всём рассчитывают на самих себя, а другие люди им только мешают. Манипуляторы же, наоборот, решают свои задачи, явно или неявно привлекая для этого других.
Казалось бы, манипулятором быть выгоднее: человек тратит меньше собственной энергии и вообще более успешен в жизни. Но у всего есть своя цена. Манипуляторы расплачиваются одиночеством: внутренним, в течение жизни, и самым реальным, физическим — в её конце.
Работники – манипуляторы
Есть полушутливое-полуправдивое ответвление от правила Парето, гласящее, что на любом предприятии 20% сотрудников приносят 80% дохода. Манипуляторы — из тех людей, кто старается переложить свою работу на других и при этом создать себе имидж самого работящего и незаменимого работника.
Выполнение своих должностных обязанностей манипулятор воспринимает как некое соревнование с коллегами, кто более умело увильнёт от работы. При этом ему кажется, что все остальные заняты тем же и только у него получается лучше, поскольку он умнее и ловчее других. Это даёт манипулятору чувство превосходства над коллегами, ради которого он, собственно, это и делает, а вовсе не из-за природной лени, как может показаться.
Даже не думайте попросить о чём-либо манипулятора.
— Я бы с удовольствием, но никак не могу этого сделать, — ответит он и тут же приведёт тысячу убедительнейших доказательств. Причём с такой искренностью и с таким скорбным выражением лица, что не поверить ему никак невозможно.
А кто же делает всю эту работу? Да те, кто не умеет отказывать, теша себя мыслью, что начальство оценит их трудолюбие. Не оценит. «Больше всех в колхозе работала лошадь, но председателем так и не стала» — эта фраза лучше всего отражает карьерные перспективы таких людей.
И это совершенно логично, ведь отказ — это проявление воли, без которой просто не может быть руководителя. Поэтому исполнительный работник так им и останется, а повышение получит как раз бездельник-манипулятор.
Дети – манипуляторы
Дети — безобидные манипуляторы, они учатся управлять поведением взрослых интуитивно. Забрали игрушку — ребёнок громко заплакал, игрушку вернули — умное дитя тут же запомнило схему, чуть позже попробовало снова: работает! Так в семье появляется маленький тиран, шантажирующий родителей пронзительным криком по любому поводу.
Метод противодействия основан на двух взаимосвязанных советах.
- Не злоупотребляйте запретами. Запрещайте только тогда, когда ребёнок на самом деле что-то делает плохо и вы можете запрет логично обосновать.
- Если уже запретили, то держитесь до конца. Заплакал — успокойте, приласкайте, объясните причину запрета, но ни в коем случае не отменяйте его: иначе заложите поведенческую модель деспота, которая сослужит ему плохую службу во взрослой жизни.
Супруги – манипуляторы
Тема манипуляции в супружеских отношениях бесконечна. Чаще (но не всегда!) этим грешат жёны, откуда, собственно, и пошло выражение «слабый пол». Притвориться слабой и беспомощной — их излюбленный приём. Крайняя степень такой манипуляции — симуляция болезни, плохого физического состояния.
Жёны-манипуляторы по отношению к мужьям постоянно на психологических качелях: назидательный родительский тон сменяется ролью беспомощного ребёнка и наоборот.
Они ничего «не умеют», «не знают», много просят и задают множество ничего не значащих вопросов.
— Мне плохо, у меня давление, голова кружится, сходи в магазин, — говорит такая жена своему мужу. Но, когда он возвращается, его ждёт отнюдь не благодарность.
— Ты что купил?! Где твои глаза были?
Вызвать чувство вины и таким образом поставить человека в ситуацию психологической зависимости, заставить его оправдываться за реальную или вымышленную оплошность — второй распространённый метод семейного манипулятора.
Следует сказать, что вовсе не всегда в роли манипуляторов выступают именно жёны, а мужья — в роли манипулируемых. Нередки и противоположные случаи, когда мужчины точно так же манипулируют своими жёнами.
Родители – манипуляторы
Жёны-манипуляторы к старости превращаются в матерей-манипуляторов у взрослых детей. Но у ребёнка уже своя семья и нередко собственный манипулятор. Конкуренция за право им манипулировать — основная причина неприязни между свекровями и невестками, вошедшей в народный фольклор.
Гармоничные отношения у них складываются только тогда, когда обе — самодостаточные личности, которые не стремятся манипулировать одним мужчиной. Если хотя бы одна из них манипулятор — отношения не складываются.
Методы манипулирования взрослыми детьми те же: акцентировать внимание на своей слабости и беспомощности, высказывать разные просьбы, часто — ультимативные, а в случае их невыполнения — укорять и вообще всячески вызывать чувство вины.
Как отличить добро от рабства
Во всех описанных случаях манипулятор пользуется тем, что зачастую люди не в состоянии отличить реально необходимую помощь нуждающемуся от рабского и тупого исполнения чужих желаний.
Оказанная помощь всегда вызывает уважение и благодарность. К исполнению чужих капризов это не относится: за одним «указанием» последует второе, третье, но благодарности от манипулятора не дождётесь никогда. Для него вы всегда будете плохим: сколько бы ни сделали, в лучшем случае он воспримет это как должное, а в худшем — обвинит вас в том, что сделали всё не так.
Тем не менее научиться отличить одно от другого довольно легко. Если вы что-то делаете по своему желанию и реально осознаёте, что облегчите жизнь другому человеку, — это достойная помощь. Если же вы просто поддаётесь чужому давлению, втайне осознавая, что человек без труда мог бы это сделать сам или ему это на самом деле не нужно, — это прогиб.
А за прогибы не благодарят.