Почему выросли тарифы ЖКХ
Министр тарифного регулирования Калужской области Андрей ЛИСАВИН прокомментировал повышение цен на коммунальные услуги.
Насколько и почему
Как известно, с 1 июля в Калужской области повышены тарифы на коммунальные услуги. Как говорит министр тарифного регулирования Андрей ЛИСАВИН, причина повышения тарифов — инфляция и рост стоимости энергоресурсов. За прошлый год индекс потребительских цен в Российской Федерации вырос на 6,4%, стоимость электроэнергии — на 7,8%, цена природного газа повысилась на 2,9%. Таким образом, рост тарифов в Калужской области оказался даже ниже уровня инфляции.
Поскольку имеют место федеральные факторы, то и тарифы ЖКХ выросли во всех российских регионах, а не только в Калужской области. С самым значительным ростом цен на коммуналку столкнулись москвичи, менее всего это подорожание коснулось жителей Северной Осетии.
Наша область по данному показателю — в серединке. Общероссийский уровень — 4%. В министерстве тарифного регулирования подсчитали, что совокупный платёж для большинства граждан не превысит установленный Правительством РФ средний показатель 3,9%. Для абсолютного большинства калужан предельный уровень роста платежей за коммунальные услуги не превысит 5,9%.
Вместе с тем, по словам Андрея Владимировича, далось такое решение непросто, учитывая значительный износ коммунальной инфраструктуры в области. Половину цены отопления составляет стоимость природного газа, а до недавнего времени темпы подорожания этого энергоносителя даже опережали уровень инфляции.
В такой ситуации повышение тарифов — мера вынужденная, но объективно необходимая.
— Снизить доходность ресурсных компаний — фактически обречь их на деградацию, — убеждён руководитель министерства. По его словам, экономика ресурсных предприятий такова, что если бы тарифы остались прежними, то пришлось бы снижать реальную зарплату работникам и главное — отказываться от плановых и капитальных ремонтов. А это бомба замедленного действия.
Энергосбережение и нормативы
Тема энергосбережения поднималась Правительством РФ уже давно, но проблема в том, что рациональное использование ресурсов внедряется в жизнь с большим трудом.
В первую очередь это касается учёта потребляемых ресурсов. Правильная и нужная стратегия упирается в бытовую рутину: граждане продолжают тянуть с установкой приборов учёта, предпочитая платить по нормативу.
— Что греха таить, — замечает Андрей Лисавин, — у нас нередки ситуации, когда в квартире прописаны один или два человека, а фактически могут проживать и пять, и шесть. Оплачивая ресурсы по нормативу, обманывают в первую очередь своих же соседей.
Другие установкой счётчиков просто не заморачиваются, привыкнув платить по нормативу, который их устраивает. Разумеется, ни о какой экономии ресурсов при таком подходе не может быть и речи.
Российское правительство предложило выход из сложившейся ситуации, чтобы всё-таки подвигнуть собственников квартир установить приборы учёта. Для этого к размеру платы за коммунальные ресурсы (отопление, холодное и горячее водоснабжение и электрическая энергия) будут применяться повышающие коэффициенты: в 2016 году — 1,4, а с 2017-го — 1,5 при наличии технической возможности установки приборов учёта.
В идеале, в каждом российском доме должны стоять приборы учёта тепла, электроэнергии, холодной и горячей воды.
Узкое место всего процесса — как всегда, в том, что финансовое бремя установки счётчиков возложено на самих жильцов. Когда в одном доме, особенно старой постройки, живут люди самого разного материального уровня и степени сознательности, договориться о совместных затратах очень непросто.
По словам Андрея Лисавина, при желании инициативные жители в сотрудничестве с управляющей компанией всегда могут найти выход. К примеру, ресурсоснабжающие компании наделены правом устанавливать приборы за свой счёт с последующим возмещением расходов жильцами. На сумме оплаты это может и вовсе не отразиться, поскольку плата по счётчику за реально потребляемые ресурсы будет ниже платы по нормативу.
Социальная защита действует
У роста тарифов есть ещё одна, малозаметная, но существенная сторона. Дело в том, что, чем выше плата за коммунальные ресурсы, тем больше средств из бюджета направляется на защиту малообеспеченных слоёв в виде субсидий.
Андрей Лисавин напомнил, что в Калужской области действует закон, согласно которому тем, кто платит за коммунальные услуги больше 19% от своего дохода, разница возмещается в виде субсидии. Для тех, чей доход не дотягивает до прожиточного минимума, пороговое значение снижено до 15%.
В регионе сохранены все льготы и привилегии для социально незащищённых категорий граждан, и они этим активно пользуются.
Ещё одно направление социальной помощи населению — установка котлов индивидуального отопления в одно- и двухэтажных домах, которые подключены к системе центрального отопления. По этой категории жильцов рост норматива на тепло ударит особенно сильно. Но и отступать от решения, принятого федеральным правительством, калужане не имеют права. Выход нашёл губернатор области Анатолий Артамонов, распорядившись приобрести для таких домов котлы индивидуального отопления за счёт областного бюджета.
Таких домов в области более полутора тысяч. Индивидуальные котлы для них уже закуплены. На этом решили не останавливаться — Анатолий Артамонов распорядился изыскать средства для того, чтобы не только безвозмездно предоставить людям сами котлы, но и компенсировать часть затрат на их установку. Такие компенсационные меры будут действовать только в 2016 году!