Студенты Щуки показали эскиз «Ромео и Джульетты»
Этой постановкой откроется юбилейный, 240-й сезон в Областном драмтеатре.
Ставить и играть Шекспира — ответственность невероятная, ведь это делали на протяжении 400 лет сотни режиссёров и актёров. Возможно ли не повториться, сказать зрителю что-то новое? Для выпускников калужского актёрского курса Театрального института им. Щукина спектакль «Ромео и Джульетта» — ответственность двойная: это их итоговая дипломная работа, экзамен перед педагогами и зрителями.
Спектакль для молодёжи
Постановкой пьесы занимается Геннадий ШАПОШНИКОВ — художественный руководитель Иркутского академического драматического театра и одновременно главный режиссёр московского Театра на Покровке. Поставить «Ромео и Джульетту» в Калуге его попросил мастер калужского курса — заслуженный деятель искусств РФ профессор Владимир ПОГЛАЗОВ.
— Несколько лет назад Шапошников сделал этот спектакль в Иркутске, — рассказал нам Владимир Поглазов. — Очень интересная работа. Пример постановки, где есть автор, где подобраны такие художественные средства, которые позволяют воспринимать зрителям, прежде всего молодым, величайшую поэзию, её смысл. Поэтому я хотел, чтобы Геннадий Викторович сделал этот спектакль здесь, в Калуге. Чтобы молодёжь приходила на художественность, а не на комплексы какого-то единичного режиссёра, который выворачивает автора наизнанку.
Вне времени
Иркутским «Ромео и Джульетте» в нынешнем году исполнилось 8 лет. Аншлаг — на каждом спектакле.
— Мы можем поставить его на любой день: на закрытие сезона или
в самый знойный день июля — зал будет битком, — говорит Шапошников. — Спектакль
я ориентировал изначально на молодёжь, студентов. Но уже буквально на третьем показе увидел и взрослых зрителей. В Иркут-
ске у молодых людей принято приглашать на этот спектакль девушек. Даже появилась традиция: со сцены делать возлюбленным после показа предложение руки и сердца. Об этом стали просить сами ребята. Я не возражал.
Первая встреча Ромео и Джульетты. «Аминь! Что б ни грозило впереди, все беды перевешивает счастье свидания с Джульеттой хоть на миг…»
Спектакль, который увидят калужские зрители, конечно же, будет отличаться от иркутской постановки. Режиссёр включил в калужскую постановку новые сцены. Появился новый персонаж. Шапошников называет его по-разному: леди Гейм, леди Игра, леди Судьба. Эту роль исполняет актриса Ольга Петрова.
— В моём прошлом спектакле этого персонажа не было вообще — зря не сделал. Исходя из колдовства шекспировской пьесы, у него будет своя нагрузка. Она как бы колдует всю эту историю. Сталкивает людей. Как судьба.
Если что-то и объединяет спектакли, говорит режиссёр, так это та главная мысль, которую он вкладывал в пьесу, ставя её и 8 лет назад в Иркутске, и делая это сейчас, в Калуге.
— «Ромео и Джульетта», как и все тексты Шекспира, — это история, которая находится вне времени и длится непрерывно. Это то, что может произойти и сегодня. Именно поэтому в спектакле присутствует вторая пара — Ромео и Джульетта NAO, то есть сегодня, сейчас.
Заставить задуматься
Работать над спектак-лем начали в апреле. Однако возможность полноценных репетиций появилась относительно недавно — в конце мая, когда была изготовлена декорация.
Первые результаты своей работы актёры представили в начале июня на закрытом показе, на который пригласили преподавателей театрального вуза, коллег-артистов и журналистов.
— Конечно, это ещё не спектакль, здесь многое нужно доделывать, — говорит Геннадий Шапошников. — Это такой эскиз, но уже не карандашный,
а в котором есть краска. К нему нужно добавить немного внятности, и тогда, я думаю, получится очень недурная работа.
Сцена тайного венчания юных влюблённых (в роли брата Лоренцо — Дмитрий КАЗАНЦЕВ). «С молитвою соедини нам руки, а там хоть
смерть. Я буду ликовать, что хоть минуту звал её своею».
— Должен вам сказать, что я удивлён: здесь много нового, — поделился с нами впечатлениями от показа Владимир Поглазов. — Несколько иная сценография, немного другие актёрские ходы. Не знаю, захотят ли молодые люди после этого спектакля перечитать Шекспира, но о своих отношениях они наверняка задумаются. Да и взрослые, возможно, подумают: а стоит ли ломать детей, давить на них? Может быть, нужно, воспитывая, больше прислушиваться к ним? Я несентиментальный и даже жёсткий человек, но во время сегодняшнего показа несколько раз чувствовал, что мне хочется плакать. Здесь
я вижу и свою боль, свои ошибки.
А вдруг случится чудо?
Полюбят ли калужские зрители «Ромео и Джульетту» так же, как в Иркутске, предугадать сложно. Мне кажется, что предпосылки к этому есть. Впечатляет игра Кирилла Бессонова (Ромео). Очень органична в образе Джульетты Татьяна Селивёрстова. Хороша и колоритна Светлана Никифорова — исполнительница роли кормилицы. Владимир Прудников и Анна Сорокина — Ромео и Джульетта NAO — добавляют действию глубины и того самого ощущения нахождения вне времени, о котором говорил Геннадий Шапошников. Порадовало музыкальное оформление постановки — в живом исполнении оркестра Калужского драматического театра звучат музыка Сергея Прокофьева из оперы «Ромео и Джульетта», известные саундтреки из одноимённого кинофильма, написанные итальянским композитором Нино Рота. Использованы также темы из мюзикла «Ромео и Джульетта».
Конечно, шерохова-тостей пока хватает.
Но едва ли эти моменты могут быть поводом для критики сейчас, когда работа над спектаклем, по сути, только началась. Главное, что в нём уже присутствует та особая пронзительность, которая держит внимание зрителя на протяжении всего действия, несмотря на то что сюжет пьесы и её финал известны досконально. В какой-то момент неожиданно поймала себя на мысли, что смотрю на сцену и жду чуда: а вдруг трагедии не случится, Монтекки c Капулетти помирятся, Ромео с Джульеттой останутся живы, будут жить долго и счастливо и умрут в один день.
«Ромео и Джульетту» на сцене Калужского драмтеатра играют не впервые. Премьера спектакля в постановке Алексея Гирбы состоялась 22 октября 2002 года. Он шёл в течение трёх лет, причём каждый показ сопровождался аншлагом. Потом в Москву уехали исполнители главных ролей Лев Берая и Дарья Григорьева. Спустя ещё некоторое время покорять столицу отправился второй исполнитель Ромео — Павел Савчук. Следом за ним из театра ушёл актёр Николай Машков, игравший роль Меркуцио. В результате всех этих перипетий спектакль был снят с репертуара.