Кто готовит государственный переворот в России
В этой истории у каждого своя роль, но у всех одна цель.
(Продолжение. Начало — в №№ 20, 21.)
Если поднять рычажок крана в ванной, из него польётся вода. Повернёшь его правее — горячая, левее — холодная. Если нажать на выключатель — включится свет, а мусор, если его отнести в бак, ночью бесследно исчезнет. А зимой радиаторы сами по себе становятся горячими. Мы идём на работу, не опасаясь того, что кто-то нас убьёт или ограбит по дороге. На заправке всегда есть бензин, а к остановке регулярно подъезжают автобусы.
Мы этого не замечаем: для нас это неизбывная данность, что-то вроде явлений природы. Но за всем этим стоят труд людей и воля властей. А есть другие люди, которым такой уровень потребления в России совершенно не нужен. И вот уже чума «цветных революций» вплотную подошла к нашему дому…
Часть 3. Блогеры
Гибрид журналиста и политика
Блогер — это интернет-пользователь, ведущий персональную страницу в Интернете с регулярно обновляемым содержанием. Изначально ведение блогов было просто новой формой общения, но, когда выяснилось, что с помощью этой технологии можно влиять на большие группы людей, сразу же нашлись те, кто стал платить деньги за политическое влияние, и те, кто превратил своё умение складно писать в профессию.
Функционально такие блоги ничем не отличались от интернет-версий официальных изданий. Новостные интернет-ресурсы всё время находятся в состоянии гонки: кто быстрее опубликует, тот и соберёт больший трафик. И блогеры тут оказались в более выгодном положении, поскольку не несли никакой ответственности за содержание и могли более оперативно размещать непроверенную, а порой и просто выдуманную информацию.
В 2014 году по профессиональным блогерам был нанесён сокрушительный удар. Госдума приняла закон, согласно которому каждый владелец интернет-блога с ежедневной аудиторией более 3000 тысяч человек должен зарегистрироваться в Роскомнадзоре и работать по правилам СМИ. Теперь они уже не могли игнорировать традиционные журналистские требования, такие как достоверность публикуемой информации, отсутствие плагиата, соблюдение этических норм.
Конец больших текстов
После эпохи «Живого журнала» пришла новая эра социальных сетей, а с ней и новый формат распространения информации: небольшие заметки, максимум на десяток предложений, демотиваторы, видео и т.д. На место словесного убеждения пришло воздействие на эмоции при помощи мультимедиа, отчего возможности искажения реальности и степень влияния на людей только увеличились.
Разумеется, в этой среде также начали работать внесистемные политики, но формы их работы принципиально изменились. Фокус работы переместился в студии, создающие демотиваторы и статусы, группы ботоводов, одновременно ведущих десятки и сотни фальшивых аккаунтов в соцсетях и обеспечивающих первоначальный разгон пропагандистской продукции в Интернете.
Статус — это короткое сообщение в Фейсбуке, в котором якобы реальный человек излагает якобы реально случившееся с ним. Демотиватор — манипулятивный подбор фотографии и комментария к ней. В обоих случаях главное — это максимально сильный эмоциональный заряд и чёткая политическая направленность.
Ретрансляторы
Это рядовые информационной войны, бесплатно идущие в виртуальный бой, уверовав в некие светлые идеалы и проникшись ненавистью к тёмным силам. Разумеется, они категорически не согласятся с тем, что все их «мнения» были заранее и специально разработаны и умело подсунуты им в соцсетях.
Они почти не пишут ничего сами и работают только на негативе: распространяемая ими информация никогда не носит позитивного характера — только критика, уничижение, отрицание.
Невежество, озлобленность, интеллектуальная лень — вот те качества, которые присущи тем, кто бездумно «лайкает» и «репостит» манипулятивную и откровенно лживую информацию. Проверить информацию несложно, но нажать на кнопку «Поделиться» или «Нравится» ещё проще.
Человек присаживается на негативную информацию, как наркоман: его решительно перестаёт устраивать всё, что происходит в стране. Если эту волну не остановить, она создаёт заразительную для других атмосферу политической паранойи.
Какой бы безобидной ни выглядела эта проблема, у общества нет к ней иммунитета, а у государства — противоядия, ведь с точки зрения закона никто ничего не нарушает. Но в нужный момент некие люди напишут какой-нибудь статус вроде «Выходите на площадь, берите с собой чай и хорошее настроение». Его подхватят и растиражируют сотни тысяч, а сотни, а может, и тысячи на самом деле выйдут. И тогда всё пойдёт совсем по другому сценарию.
(Окончание — в следующем номере.)