Геннадий СКЛЯР: людям надо помогать
Ходатай по делам Калужской области
Главное, чем запоминается Геннадий Скляр, — своей фирменной усатой улыбкой. А в день нашей встречи он улыбался особенно много: два телефона звонили не умолкая — то по очереди, то одновременно. В свой день рождения Геннадий Иванович выкроил полчаса для интервью — сразу после субботника, который он организовал в Березуйском овраге, и посадки кедров на площади Победы.
Он не делает секрета из того, что команда калужского губернатора решила поставить на него в грядущей парламентской гонке. И совершенно понятно, почему: выбивать средства из федерального бюджета становится всё сложнее, а без них ни школу не построишь, ни субсидии старикам не выплатишь.
Вот для этого и нужен в Москве не просто депутат от Калужской области, а политический тяжеловес, вхожий в самые высокие правительственные кабинеты. Причём такой, который будет неразрывно связан с Калужской областью. К этой роли Геннадий Скляр подходит как никто другой.
Родом из СССР
Геннадий Скляр, как и положено сыну офицера, родился в гарнизонном госпитале в Термезе, на самой границе с Афганистаном. Затем — Москва, а потом — Западная Украина. Школу и институт окончил уже в Ростове-на-Дону.
В 1974 году по распределению приехал в Калужскую область. Молодого инженера приняли на обнинский завод «Сигнал». Но деятельная, общительная натура требовала большей реализации — через три года Геннадий Иванович перешёл на комсомольскую, а затем и на партийную работу. Крушение Советского Союза он встретил в должности первого секретаря Обнинского горкома партии — на тот момент первое лицо наукограда.
В новой России пришлось всё начинать с нуля, но полученный в советский период опыт ещё не раз выручит Геннадия Скляра в жизни. Навык работы с людьми, умение спокойно относиться к победам и стойко переносить поражения — всё это пригодится ещё не раз.
Безвременье
Период начала 90-х многие вспоминают как период безвременья, попыток найти себя в изменившейся до неузнаваемости стране. Особенно хорошо Геннадий Скляр помнит драматические перипетии осени 1993 года, когда он оказался в самом эпицентре событий, вошедших в историю под названием «Расстрел Белого дома». На тот момент сотрудник аппарата Верховного Совета РФ, он даже выступал на баррикадах, призывая противоположную сторону не открывать огонь.
По его словам, те события — большая политическая ошибка нашей элиты с обеих сторон. Однако был в этом и позитивный момент — российское общество получило хорошую прививку и уже не пойдёт за авантюристами, пытающимися решить личные вопросы за счёт дестабилизации всей страны.
Опыт работы в федеральных структурах впоследствии очень пригодился, когда уже в должности заместителя губернатора Калужской области Геннадий Скляр стал одним из архитекторов модели опережающего экономического развития на основе привлечения инвестиций в производственный сектор, которая впоследствии сделала регион известным на всю страну.
Новая Россия: возрождение
Для Геннадия Скляра, как, впрочем, и для многих калужан, переломным стал 1996 год. На первых выборах губернатора и вице-губернатора Калужской области он возглавил штаб Валерия Сударенкова и Анатолия Артамонова и привёл их к победе. Так было сформировано ядро тех управленцев, которые за десять лет перевернули представление о Калужской области.
По словам Геннадия Ивановича, идея сделать Калужскую область привлекательной для иностранных инвестиций принадлежит именно ему. Когда они выиграли выборы, было предельно ясно, что ресурсы для экономического развития можно изыскать только за счёт развития предприятий новой экономики.
Постепенно пришло понимание целостной модели: одна структура занимается поиском потенциальных инвесторов в Москве, другая встречает и опекает их непосредственно в регионе. Так были созданы представительство правительства Калужской области при Правительстве Российской Федерации и Корпорация развития Калужской области.
Калужское землячество
Геннадий Скляр в какой-то мере уникальный для региона человек — даже занимая долгое время высокие должности в Москве, он никогда не порывал с Калужской областью, основав в столице Калужское землячество.
По его словам, это помогает не только ему, но и всем калужанам, волею судьбы оказавшимся в столице, поддерживать связь со своей малой родиной, не отрываться от калужских дел и проблем, вносить посильный вклад в развитие региона.
Представителям бизнеса, руководителям федеральных структур Геннадий Иванович не даёт забывать, что они — калужане, организовывает на разные добрые дела. Кстати, установленные недавно памятники адмиралу Сенявину в Боровке и Гоголю в Калуге — как раз из таких.
Наш человек в столице
По словам Геннадия Скляра, экономическая ситуация в Калужской области благополучнее, чем во многих других регионах, во многом благодаря консолидации ветвей её власти. Инвестиции идут туда, где власть стабильна и предсказуема, а правила для бизнеса — честные и прозрачные.
Однако для того, чтобы программы, которые реализуются в регионе, не останавливались, а наоборот, наращивались, необходима серьёзная работа с федеральными структурами. И в этом смысле избрание двух депутатов по одномандатным округам открывает большие возможности.
Для этого нужны такие люди, которые телом пребывали бы в Москве, а душой оставались в Калуге. Геннадий Скляр всей своей жизнью доказал, что он к такой роли подходит как никто другой.
— Я не люблю слова «лоббист», мне нравится старинное русское слово «ходатай». Вот я уже много лет и работаю ходатаем по делам Калужской области — сначала как создатель представительства правительства Калужской области в Москве, а затем и как руководитель Калужского землячества.
— Я являюсь сторонником «Единой России» и, безусловно, членом команды Анатолия Артамонова. Но в 1993 году я дал себе обещание больше не вступать ни в какую партию и до сих пор его не нарушил.
— Мы всё чаще возвращаемся к советскому опыту, когда пытаемся найти решение сегодняшних проблем. И это работает лучше, чем западные либеральные модели. Это не вопрос убеждений, это просто практика. Любой человек, работающий на производстве, это подтвердит.
— Политически мне ближе центристские, социально ориентированные партии, поскольку я всегда придерживался системы идей, которые называются «социальная справедливость». В обществе и государстве обязательно должно быть понимание, что люди не равны в своих способностях и возможностях. И государство должно заботиться о том, чтобы каждый человек имел условия для достойной жизни.
Если мы принимаем такую постановку вопроса, то должны заботиться о достойной минимальной зарплате, о достойной пенсии, о социальных гарантиях. Чтобы человек мог получать образование и медицинское обслуживание вне зависимости от того, какие у него способности и возможности.
— Если человек нуждается, ему нужно помогать. Это для меня основополагающий жизненный принцип. Нужно не только создавать условия для самореализации, но и оказывать прямую поддержку тем, кто в ней нуждается.