Между гибелью и тюрьмой
Сергей Трофимов из Обнинска втайне от всех бежал в Сирию, где вступил в ряды ИГИЛ*.
Видео из Интернета
В октябре прошлого года Интернет облетело очередное пиар-видео от воюющих в Сирии исламских террористов. Это не была съёмка очередных жутких казней. На этот раз пропагандисты ИГ решили показать, насколько интернациональна их организация. Камера скользит по выстроенной шеренге из полутора десятков боевиков, каждый из которых по очереди сообщает на своём языке, из какой страны он приехал, затем произносит общую для всех фразу.
В середине шеренги, среди раскосых глаз и смуглых лиц — человек явно славянской внешности. Лет тридцати, разве что сильно небритый. Если бы не камуфляж и автомат Калашникова, на такого на улице и внимание не обратишь.
Когда подходит очередь говорить, сосед незаметно толкает его локтем, чтобы вывести из заторможенного состояния. «Я из России. Сирия — кладбище русских», — говорит он, отметая все сомнения. Парень явно подавлен и, что называется, ушёл в себя.
Сирия, октябрь 2015 года. Сергей Трофимов среди террористов.
Русский моджахед
Состояние запечатлённого на видео русского боевика ИГ легко понять: всего за несколько месяцев до съёмки он был обычным калужским парнем Сергеем Трофимовым, снимал квартиру и работал на местном заводе. Но однажды просто не пришёл на работу. Когда мастер позвонил ему на сотовый, Сергей не ответил.
Общаться с журналистами его бывший начальник не захотел. Он был явно напуган — видно, фортель бывшего подчинённого едва не стоил работы ему самому. Единственное, что удалось из него вытянуть, это то, что Сергей был крайне замкнутым, абсолютно одиноким человеком.
Этот главный, ключевой момент впоследствии подчеркнут все, кто с ним так или иначе сталкивался: у будущего исламского боевика не было в Калуге ни друзей, ни подруг.
Амбициозный отшельник
Сергей родился и вырос в Обнинске, но работать переехал в Калугу. Снял квартиру, три года жил практически один. Его бывшая квартирная хозяйка не может сказать про него ни одного плохого слова: непьющий, аккуратный, культурный.
— У Сергея несколько высших образований, он владел иностранными языками. Но устроиться на работу по специальности так и не смог. Он был очень амбициозным и рвался к хорошей жизни, — так она его описала.
Единственным его «другом», по всей видимости, стал Интернет. В соцсетях он и нашёл в конце концов тех, кто мастерски вовлёк его в свои сети. Не сказав ни слова родителям, он сел в самолёт и полетел в Турцию, где его уже ждали те, от кого просто так не уйдёшь.
Лукавые утешители
К сожалению, случай с Сергеем Трофимовым далеко не единственный. По различным оценкам, в составе формирований ИГ в настоящее время находится до полутора тысяч россиян. Как происходит, что бывший одноклассник, нормальный с виду человек неожиданно бросает всё и едет на верную гибель?
По словам специалистов, ключевую роль в таких метаморфозах играет увлечённость молодых людей Интернетом и особенно общением в соцсетях. Специально обученные вербовщики радикальных исламистов прекрасно владеют психологическими приёмами воздействия на неокрепшие души.
Но в Интернет молодые люди уходят с головой тоже не просто так. Они это делают от пустоты жизни, когда не могут найти понимание даже у самых близких людей. Когда родители эгоисты, ребёнок растёт одиноким. А когда у него нет ещё и друзей — это та самая безысходность, которая толкает человека на отчаянные поступки.
Новейшие психологические приёмы позволяют полностью поменять мировоззрение человека за 2–6 месяцев. На выходе получается оболваненная марионетка, которая будет делать всё, что ей скажут, вплоть до самоубийства.
Чем в конце концов закончится история с Сергеем Трофимовым, пока неизвестно. Но надежды на счастливый конец нет совсем. Даже если случится чудо и Сергею удастся вернуться домой живым и невредимым, то в России его ждёт длительный тюремный срок.
Интернет может быть смертельно опасным. Помните об этом, когда ваш сын или внук часами просиживает за компьютером. Разговаривайте со своими детьми, вникайте в их проблемы. Ведь им от вас нужно совсем немного — просто чтобы их любили и понимали.
Примечание: во избежание недоразумений сообщаем, что в Обнинске есть другой Сергей Трофимов, не имеющий никакого отношения к описанному в статье персонажу.
*Организация, запрещённая в России.
Заведующая отделением экстренной психологической помощи Общественной палаты РФ в Калуге Виктория ПАКСЕВАТКИНА:
— Любому психически здоровому человеку понятно, что обратной дороги из жизни террориста ИГ в обычную жизнь не бывает. Поэтому каждый раз, слушая или читая подобную историю, мы задаёмся вопросом: «ПОЧЕМУ это случилось? ЗАЧЕМ человек это сделал?» Особенно остро эти вопросы встают перед родными и близкими таких людей.
На мой взгляд, эта ситуация очень схожа с ситуацией вербовки людей в тоталитарные секты. Для этого нужно, чтобы совпали два условия. Первое: подобрать приманку, которая найдёт отклик в душе человека. Вербовщики, как правило, профессионалы, распознать их очень сложно, ведь поначалу они ведут разговоры «за жизнь». Обещают помочь с реализацией самых сокровенных желаний: создать крепкую семью, добиться успеха, заработать большую сумму денег, обеспечить будущее своих детей.
Не существует какой-то одной схемы вербовки, которая подходила бы для всех. Прежде чем подобрать ключик к конкретному человеку, вербовщик старается как можно больше узнать о жизни своего визави, чтобы нащупать именно его болевые точки.
Второе условие: человек должен быть внушаем, то есть подвержен чужому влиянию. Абсолютно невнушаемых людей не существует, различается лишь степень подверженности влиянию. Даже один человек в различные периоды своей жизни может быть более или менее внушаемым. Когда мы устали или переживаем хронический стресс, степень нашей внушаемости многократно возрастает.
Как понять, что ваши близкие подверглись атаке вербовщика?
- Первым признаком является появление нового человека в привычном круге общения, на разговоры или переписку с которым уходит всё свободное время. Особенно если такой «новый друг» появился в социальных сетях и побольше узнать о нём не представляется возможным.
- Внезапно возникший интерес к восточным традициям и религиям тоже должен прозвучать как тревожный звонок. Особенно если в разговоре с человеком стала прослеживаться тема смены религии, превосходства ислама над другими религиозными учениями.
- Появились изменения в поведении и внешности.
Что делать, чтобы снизить риск возникновения таких ситуаций?
Старайтесь быть в курсе проблем, которые переживают ваши близкие. Будьте готовы оказать им поддержку или привлечь на помощь профессионалов. Человек, оставшийся один на один со своими проблемами, станет особенно лёгкой добычей для вербовщика. Старайтесь формировать у себя и своих близких позитивный взгляд на жизнь, ведь человеку счастливому, довольному жизнью, есть что терять, следовательно, он не будет совершать опрометчивых поступков.
Учитесь видеть радостные моменты каждый день своей жизни. Пусть ваш стакан будет всегда наполовину полон, а не наполовину пуст.
Если вы всё-таки почувствуете, что есть основания для опасений, можете обратиться на «горячую линию» Общественной палаты по бесплатному номеру телефона: 8–800–700–8–800 (пн-чт — с 9:00 до 18:00, пт — с 9:00 до 16:45) либо отправьте сообщение в электронном виде на официальный сайт Общественной палаты: www.oprf.ru. Все поступающие обращения тщательно обрабатываются в координации с профессиональными психологами, Национальным антитеррористическим комитетом и правоохранительными органами.