«Деду понравилось бы, что я иду в колонне «Бессмертного полка»
По некоторым оценкам, в Калуге в акции приняли участие около 7,5 тысячи человек — в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Официально формирование колонны участников акции «Бессмертный полк» должно было начаться в 9 утра. Мы пришли к Дому музыки — месту построения — примерно в четверть десятого и оказались далеко не первыми. Люди стали приходить с половины девятого утра и шли нескончаемым потоком вплоть до начала парада. Кто-то нёс профессионально изготовленные штендеры, у кого-то были самодельные таблички. Многие держали в руках трогательные рамочки с фотографиями своих фронтовиков. А кто-то просто написал на альбомном листочке имя, фамилию солдата и слова: «Помним! Не забудем!»
Елена МАНКЕВИЧ:
— Мы с дочерью Соней участвуем в этой акции впервые. Пришли с Сониным прадедушкой — Михаилом Михайловичем Манкевичем. Он воевал с первых дней войны, был контужен, полностью потерял зрение. После войны работал в школе, прожил долгую и хорошую жизнь.
Если бы меня попросили назвать средний возраст участников акции, я бы затруднилась с ответом, потому что в этой колонне было в равной степени много как пенсионеров и людей средних лет, так и совсем юных. Самые маленькие ехали в колясках или дремали на руках у родителей. Я спрашивала потом у некоторых: стоило ли брать малышей с собой, ведь всё равно пока ничего не поймут? Мне отвечали: «Стоило. Если сейчас чего-то и не поймут, то атмосферу почувствуют».
А ещё бросилось в глаза то, что в этом году в колонне «Бессмертного полка» было довольно много подростков, которые встали в неё сами, без родителей.
Краем уха слышу разговор двух девчушек лет 9–10.
— Это твой прадедушка? А как его звали? А где он воевал? А тебя как зовут? Меня — Аня. Мы тоже с прадедушкой пришли…
Абсолютно незнакомые люди улыбались друг другу, расспрашивали о родственниках-фронтовиках, рассказывали о своих. Что удивительно: почти все мои собеседники начинали свои истории со слов: «Я пришёл/пришла со своим дедом…» — словно ветераны, и правда, идут с ними рядом. Очень понравился ответ одной калужанки на вопрос, почему она решила поучаствовать в акции.
— Она нравится мне своим неформальным подходом. Чувствуется, что люди приходят сюда по зову сердца. Я думаю, дедушке понравилось бы.
После окончания шествия мы попытались выяснить, какое количество калужан встало в строй «Бессмертного полка» в этом году. Точную цифру нам не назвали. Но, по ощущениям, людей было намного больше, чем год назад.
— Я не знаю, сколько нас было. Мне сказали, что от 7 до 10 тысяч человек,— написал в социальной сети «Фейсбук» один из организаторов акции Павел СЕЛЕЗНЁВ.— Истина, наверное, посередине. Но главное, что все, кто пришёл, сделали это по собственному желанию. Никто никого не заставлял. Это было нужно всем нам. С Днём Победы!
Дмитрий КУЗЬМИЧЁВ:
— Это награды моего деда — Николая Алексеевича Кузьмичёва. Ему было всего 19 лет, когда его забрали на фронт. Прошёл всю войну, стал офицером, Победу встретил в Берлине.
Анастасия ЛЬВОВА:
— Моего деда звали Владимир Михайлович Колотушкин. Прошёл всю войну, служил артиллеристом. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны III степени, медалью «За отвагу».
Семья СВИРКИНЫХ — Анастасия, Денис и их сын Тимофей — несла 5 штендеров с фотографиями деда Дениса — Михаила Михайловича Свиркина — и дедушек Анастасии: Александра Сергеевича и Петра Сергеевича Чумаковых, Дмитрия Максимовича Кузнецова и Ивана Егоровича Конышева.
Ольга ЯКОВЛЕВА с сыном Романом. На фотографии, которую калужанка держит в руках, — её дедушка Игнатий Иванович Каргополов, дядя Леонид Игнатьевич Каргополов и брат бабушки Иван Авраимович Киселёв.
Наталья БЛАГОДАРОВА и её дочь Анастасия встали в строй «Бессмертного полка», чтобы почтить память своих дедов:
Виктора Александровича Благодарова и Михаила Ивановича Захарова.