Зачем калужские купцы за три моря ходили

Ученики школы № 19 погуляли по старой калуге.
11:34 19.04.2016
0 948
Светлана ТЕПЛЯКОВА. Фото из архива Маргариты РАКОВОЙ.
Читайте KP40.RU:

Ученики школы № 19 погуляли по старой Калуге.

— Многие уезжают в отпуск за границу, а мы с учениками на весенних каникулах погуляли по родному городу и узнали, как жили калужские купцы и как они ходили «за три моря»,— рассказывает учитель школы № 19 Маргарита РАКОВА.

Кого брали в купцы?
— Про Калугу говорят, что это купеческий город. Почему же калужане хотели попасть в купцы? Это давало ряд преимуществ. Несмотря на то что им приходилось объявить свой капитал и платить налоги, они освобождались от рекрутчины и телесных наказаний. Дети купцов имели право обучаться, а потом пойти в чиновники и получить личное дворянство. А их внуки получали уже потомственное дворянство. Поэтому простые мещане стремились стать купцами. С капиталом от 500 рублей можно было записаться в купеческую гильдию III разряда.

Повторил путь Афанасия Никитина
— Калужские купцы торговали холстом и бумагой, кожей, пушниной, жемчугом, рыбой. Билибины и Золотарёвы возили свой товар в Англию, Голландию, Польшу. А один из калужан — Никита Шемякин — повторил путешествие за три моря Афанасия Никитина: прошёл в Индию. Он был успешным предпринимателем, открыл свою торговую компанию в Константинополе (нынешнем Стамбуле).

Помогали бедным и невестам
— Интересно, что купцы очень многое делали для города, занимались благотворительностью. Коробов строит храм на свои деньги. Золотарёвы делают большие пожертвования деньгами, а одно из своих зданий дарят Хлюстинской больнице. Малютины открывают в Калуге общественный банк. Он помогает неимущим, выделяет деньги:

  • на приданое бедным невестам,
  • на пособия погорельцам, а также пострадавшим от наводнения,
  • на исправление жилищ неимущих,
  • пособия для гимназистов и учащихся училищ,
  • на покупку «пожарных» лошадей,
  • на содержание больных солдат и семей раненых и убитых солдат,
  • и даже на исправление городских мостовых и ремонт ограды Пятницкого кладбища.


По одежде можно было узнать всё
— Наш экскурсовод была одета в купеческий наряд. Раньше по костюму женщины можно было узнать, замужем она или нет, сколько у неё детей, каково её положение в обществе, из какой она губернии. Сарафан синего цвета могли носить только богатые. Природные красители, которые использовали в Калуге, — красные, жёлтые, охра (глина, трава). А синюю краску привозили из-за границы. И, если женщина носила синий сарафан, значит, это была зажиточная купчиха. Костюм стоил недёшево. Сарафан внизу косоклинный, на него уходило более 5 метров ткани.

Нас встретила «жена» купца I гильдии. На ней головной убор, который называется «сорока».

У девочки пуговицы шли до груди, у девушки — до талии, а у замужней женщины — сверху донизу. Когда рождались дети, внизу пришивались бейки. Если девочка — бейка нарядная, яркая, если мальчик — скромная.
Волосы открытыми не носили. У девушки мог быть открыт только затылок — считалось, что так идёт связь с космосом. Головные уборы носили птичьи названия. Здесь тоже прослеживается связь с космосом, ведь птичка летает в небе. Кокошник — от древнерусского «курочка», кичка — «уточка». Был ещё такой головной убор: «сорока» — название говорит само за себя. А девушки носили ленточки, веночки, а косу украшали накосником (треугольничек с золотым шитьём). На экскурсии мы тоже примерили купеческие наряды и головные уборы и сфотографировались в них.

Девчонки примерили старинное русское украшение — накосник.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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