Зачем калужские купцы за три моря ходили

Ученики школы № 19 погуляли по старой калуге.
19.04.2016, 11:34
0 1090
Светлана ТЕПЛЯКОВА. Фото из архива Маргариты РАКОВОЙ.

Ученики школы № 19 погуляли по старой Калуге.

— Многие уезжают в отпуск за границу, а мы с учениками на весенних каникулах погуляли по родному городу и узнали, как жили калужские купцы и как они ходили «за три моря»,— рассказывает учитель школы № 19 Маргарита РАКОВА.

Кого брали в купцы?
— Про Калугу говорят, что это купеческий город. Почему же калужане хотели попасть в купцы? Это давало ряд преимуществ. Несмотря на то что им приходилось объявить свой капитал и платить налоги, они освобождались от рекрутчины и телесных наказаний. Дети купцов имели право обучаться, а потом пойти в чиновники и получить личное дворянство. А их внуки получали уже потомственное дворянство. Поэтому простые мещане стремились стать купцами. С капиталом от 500 рублей можно было записаться в купеческую гильдию III разряда.

Повторил путь Афанасия Никитина
— Калужские купцы торговали холстом и бумагой, кожей, пушниной, жемчугом, рыбой. Билибины и Золотарёвы возили свой товар в Англию, Голландию, Польшу. А один из калужан — Никита Шемякин — повторил путешествие за три моря Афанасия Никитина: прошёл в Индию. Он был успешным предпринимателем, открыл свою торговую компанию в Константинополе (нынешнем Стамбуле).

Помогали бедным и невестам
— Интересно, что купцы очень многое делали для города, занимались благотворительностью. Коробов строит храм на свои деньги. Золотарёвы делают большие пожертвования деньгами, а одно из своих зданий дарят Хлюстинской больнице. Малютины открывают в Калуге общественный банк. Он помогает неимущим, выделяет деньги:

  • на приданое бедным невестам,
  • на пособия погорельцам, а также пострадавшим от наводнения,
  • на исправление жилищ неимущих,
  • пособия для гимназистов и учащихся училищ,
  • на покупку «пожарных» лошадей,
  • на содержание больных солдат и семей раненых и убитых солдат,
  • и даже на исправление городских мостовых и ремонт ограды Пятницкого кладбища.


По одежде можно было узнать всё
— Наш экскурсовод была одета в купеческий наряд. Раньше по костюму женщины можно было узнать, замужем она или нет, сколько у неё детей, каково её положение в обществе, из какой она губернии. Сарафан синего цвета могли носить только богатые. Природные красители, которые использовали в Калуге, — красные, жёлтые, охра (глина, трава). А синюю краску привозили из-за границы. И, если женщина носила синий сарафан, значит, это была зажиточная купчиха. Костюм стоил недёшево. Сарафан внизу косоклинный, на него уходило более 5 метров ткани.

Нас встретила «жена» купца I гильдии. На ней головной убор, который называется «сорока».

У девочки пуговицы шли до груди, у девушки — до талии, а у замужней женщины — сверху донизу. Когда рождались дети, внизу пришивались бейки. Если девочка — бейка нарядная, яркая, если мальчик — скромная.
Волосы открытыми не носили. У девушки мог быть открыт только затылок — считалось, что так идёт связь с космосом. Головные уборы носили птичьи названия. Здесь тоже прослеживается связь с космосом, ведь птичка летает в небе. Кокошник — от древнерусского «курочка», кичка — «уточка». Был ещё такой головной убор: «сорока» — название говорит само за себя. А девушки носили ленточки, веночки, а косу украшали накосником (треугольничек с золотым шитьём). На экскурсии мы тоже примерили купеческие наряды и головные уборы и сфотографировались в них.

Девчонки примерили старинное русское украшение — накосник.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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