«Шпаргалка не повод для репрессий!»

Оксана КОЛОСОВА.
Опубликовано: 12.04.2016 13:07 0 1004
«Шпаргалка не повод для репрессий!»

«Перекрёсток» разбирался, всякая ли шпаргалка является злом и препятствием для объективной оценки знаний учащихся.

В конце марта в нашей стране стартовал очередной ЕГЭ-марафон. И снова организаторы государственной итоговой аттестации предпринимают различные меры контроля и наблюдения за участниками экзаменационного процесса: входы в пункты сдачи Единого гос­экзамена оборудуют металлодетекторами и системами сканирования, а учебные аудитории — системами видеонаблюдения. Кроме того, в этом году региональное министерство образования впервые планирует использовать в ряде пунктов «глушилки» — устройства подавления сигналов сотовой связи. Всё ради того, чтобы исключить возможность списывания во время экзамена.
Усиление контроля и наблюдения привело к тому, что мобильными телефонами на экзаменах стали пользоваться действительно гораздо реже. Зато в моде опять классические бумажные шпаргалки, вычислить которые способен разве что только один «прибор» — зоркий взгляд учителя. Кстати, как мы выяснили, даже педагоги в своей юности прибегали к помощи «шпор», и они не видят в этом ничего зазорного.

Счастливый пиджак
Сергей ЗЕЛЕНОВ, директор средней школы № 5 г. Калуги:
— Я считаю, что классическая бумажная шпаргалка — это хорошо, потому что у школьника или студента, когда он её пишет, работают несколько видов памяти: зрительная и моторная. Плюс ребёнок вспоминает ещё и то, о чём учитель говорил на уроке. Сам я тоже иногда писал шпаргалки, но пользовался ими редко — они мне просто грели душу. Шпаргалки с ответами на билеты прятал в специальный большой карман, вшитый в пиджак изнутри. Однажды на экзамене по истории и обществоведению (было это в 1967 году) нас с одноклассниками «застукали». Произошло всё, как в фильме Леонида Гайдая про Шурика, где один из героев сдавал экзамен в пиджаке с встроенным в него микрофоном. В кабинете, расположенном по соседству с кабинетом истории, мы с одноклассниками растянули 25 метров антенны. Экзамен сдавали в одном и том же пиджаке, в петлице которого находился маленький динамик. По очереди заходили в класс, тянули билет и громко кричали: «Билет номер такой-то!» За дверью в это время стоял один из наших товарищей. Услышав номер билета, он бежал в соседний кабинет, где находился третий одноклассник. Он и начитывал в наушник материал по нужной теме. Таким образом экзамен удалось сдать четверым. А на пятом мы попались. Когда в класс зашёл ещё один наш друг в том же пиджаке, учитель заподозрил неладное и быстро раскусил нас. Кстати, на выпускные экзамены я ходил без шпаргалок. Потому что есть определённые правила игры, которые всё-таки нужно соблюдать.

Продаётся шпаргалка. Недорого
Андрей ЛЫПАРЕВ, первый заместитель городского головы Калуги:
— Во время учёбы в школе я шпаргалок не делал: они мне были ни к чему, потому что учился я хорошо. У меня было всего две четвёрки — по русскому языку и литературе. А вот на старших курсах института прибегать к помощи шпаргалок приходилось. Учебный материал я знал, но «шпора» придавала уверенности. К тому же шпаргалки, пока их делаешь, помогают сосредоточиться, усвоить изученный материал. Сначала они писались от руки. Позже их печатали на компьютере. Лист формата А4 делился, а потом разрезался на 8 маленьких квадратов, на каждом из которых был ответ по нужной теме. После экзаменов мы с друзьями продавали наши шпаргалки за символическую плату студентам младших курсов. Они пользовались большим спросом. Был случай, когда преподаватель заметил у меня шпаргалку, хотя я ею не воспользовался. Выгонять с экзамена меня на стали. Просто пересадили за первую парту. И, пока я готовился к ответу, педагог глаз с меня не спускал. Ответил верно, но мне всё равно на балл снизили оценку. Не знаю, есть ли смысл делать шпаргалки сейчас. Раньше, когда экзамен сдавался в традиционной форме, они писались по конкретным билетам, которых было не так много. В случае с ЕГЭ просчитать, какой вариант из множества предложенных попадётся, невозможно. Поэтому особого смысла в шпаргалках не вижу. Если только в качестве психологической поддержки: пусть просто лежат где-нибудь поближе к сердцу, греют душу, но лучше не пытаться ими воспользоваться.

Шпаргалка шпаргалке рознь
Марина ГЛУШЕНКОВА, тележурналист:
— Шпаргалками я пользовалась крайне редко. Во-первых, у меня достаточно хорошая память. Во-вторых, я толком так и не научилась незаметно их доставать. Мне казалось, что в тот момент, когда я делаю это, учитель смотрит именно на меня. Злом написанную от руки шпаргалку не считаю. Это не то же самое, что залезть в Интернет и просто скопировать там все варианты ответов. За такие вещи действительно нужно наказывать. А вот для того, чтобы сделать обычную шпаргалку, нужно перелопатить достаточно большое количество материала, понять, что и как нужно записать. В общем, пока напишешь «шпору», не захочешь, а тему вы­учишь. Не думаю, что шпаргалка способна помешать объективному оцениванию знаний школьника или студента, потому что в ней невозможно предусмотреть все варианты заданий для ЕГЭ. Поэтому, мне кажется, при её обнаружении до экзамена или во время него применять серьёзные «карательные» меры в отношении нарушителя не стоит. Экзамен — это большой стресс. А на стрессе даже школьник, который хорошо учится, может захотеть как-то подстраховать себя. И не нужно из-за этого лишать его возможности получить аттестат. В качестве наказания, думаю, достаточно будет просто сминусовать нарушителю какое-то количество баллов.

P. S. И напоследок — история из личных наблюдений. Как-то на экзамене по географии у доски отвечала моя одноклассница — почти отличница, между прочим. В какой-то момент из-под её юбки «выглянул» краешек зашитой в подол шпаргалки. Девушка стояла ни жива ни мертва, а учителя просто посмеялись, посоветовав ей в следующий раз зашивать подол лучше, после чего отпустили. Между тем, случись подобная история сейчас, одноклассница запросто могла остаться без аттестата. Мы ни в коем случае не призываем школьников к списыванию. Мы лишь хотим напомнить, что строгость хороша в меру, тем более что даже глава областного минобра признал: проанализировав отобранные у детей шпаргалки, в министерстве пришли к выводу, что «они никак не повлияли бы на результат». «Дети пытаются использовать то, что им никак не поможет». Так, может быть, есть смысл иногда закрывать глаза на некоторые детские шалости? Как ни крути, а никакая шпаргалка не поможет троечнику сдать экзамен на пять, зато может стоить аттестата неуверенному в себе хорошисту.

 Из истории вопроса 
Есть версия, что слово «шпаргалка» происходит либо от украинского «шпарга’л», что означает «неновая исписанная бумажка», либо от аналогичного польского «szparga». В латинском языке также есть слово «sparganum» — «пелёнка». Авторство изобретения шпаргалки приписывают королю франков Карлу Великому, который не умел ни читать, ни писать. Чтобы он мог утверждать указы, был придуман и изготовлен образец подписи на пергаменте, которую Карл тщательно срисовывал, когда нужно было подписаться под государственным документом.

 Кстати 
В 2002 году в Алтайском крае был открыт Музей шпаргалок, в котором собрана уникальная экспозиция «шпор», созданных местными «умельцами». Одна из них сделана из леденца «чупа-чупс», другая представляет собой обычный карандаш, на который неизвестный автор умудрился нанести аж 10 задач по физике. Кроме того, как выяснилось, подсказки можно написать на серёжках и даже на ногтях. Впрочем, этот способ списывания годится явно не для всех школьников и студентов.
Оксана КОЛОСОВА.
Опубликовано: 12.04.2016 13:07 0 1004
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев