«Родителям нужно учиться сдерживать себя и свой фанатизм»

Оксана КОЛОСОВА. Фото Константина ИВАНОВА.
Опубликовано: 16.02.2016 14:01 0 876
«Родителям нужно учиться сдерживать себя и свой фанатизм»

Мама калужской первоклассницы рассказала нам о том, как организован учебный процесс её дочери и всегда ли ребёнок нуждается в помощи родителей.

Две недели назад мы опубликовали интервью с психологом Анастасией ВОЛОКИТИНОЙ: «Всегда ли виновата школьная программа?» Она подняла важную и сложную тему: действительно ли во всех бедах школьников, особенно самых маленьких, виноваты сложная программа и учителя, задающие на дом слишком сложные задания? По мнению психолога, проблема гораздо глубже: в отсутствии у детей самостоятельности, и виноваты в этом в первую очередь родители, усиленно опекающие любимых чад. И потому, чтобы решить школьные проблемы, сначала нужно поменять своё отношение к ребёнку, признать его право делать ошибки и принимать собственные решения.

Право на ошибку
Звучит, конечно, фантастически. Но у некоторых родителей получается быть рядом с детьми и при этом не давить на них авторитетом. Юлия Мазина (имя по просьбе женщины изменено) как раз из числа таких мам. Несколько слов о самой Юле: по образованию она психолог, но работает в другой сфере. Воспитывает двоих детей: 8-летнюю Арину и 4-летнего Мишу. С Юлей мы знакомы несколько лет, и меня всегда восхищало её спокойное, мудрое отношение к детям. Она никогда не говорит им: «Этого делать нельзя». Вопрос ставится иначе: «Ты можешь сделать это вот так или так и получить такой или такой результат. И ответственность за него несёшь ты».
В этом году Ариша пошла в 1-й класс. Умение принимать самостоятельные решения очень пригодилось и ей, и её маме, которой не приходится дни и вечера напролёт делать с дочкой уроки.
— В этом нет необходимости, — говорит Юля. — Дочь учится по программе «Школа России», она очень напоминает ту, которая была у нас. Ничего сверхъ­естественного детям не задают.

— Как у Ариши организован процесс выполнения домашнего задания?
— Она приходит из школы, обедает, отдыхает. Потом принимается за уроки. Очерёдность выполнения заданий дочка определяет сама. Смотрим вместе задание. Если есть необходимость, показываю ей, на какой странице находится нужное упражнение или задача: она ещё не всегда хорошо ориентируется в нумерации. Правильньость выполнения заданий я не проверяю. Не вижу ничего плохого в том, если дочь где-то ошибётся. Ребёнок имеет право на ошибку. Ещё до школы, когда Арина училась чему-то, например, кататься на велосипеде, я говорила ей: «Если ты чему-то учишься, то можешь падать, ошибаться. Это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Когда ребёнок идёт в школу, он идёт учиться — соответственно, может ошибаться.
Кроме того, на мой взгляд, имеет значение время выполнения уроков. Раньше у нас было так: дочь приходила из школы, обедала и сразу садилась за уроки. Спустя какое-то время она сказала: «Я так не могу. Мне нужно сначала отдохнуть». И теперь она часа 2–3 после обеда отдыхает, потом садится за уроки и быстро их делает. У каждого ребёнка свой собственный ритм, и к нему нужно прислушиваться.
— А ещё дочь несколько раз заявляла, что не хочет делать уроки, — добавляет Юля. — Ответила ей: «Хорошо, не делай. Значит, пойдёшь в школу с невыполненными заданиями». Потому что ребёнок должен понимать и знать последствия тех или иных своих поступков. Пару раз Арина получала от учительницы замечание в виде записи в тетради: «Где домашнее задание?» Зато теперь выполняет его всегда.

Вместе, а не вместо
— Часто слышу страшные истории о докладах, презентациях, проектах, которыми мучают детей с самого 1-го класса. Вам приходилось делать подобные задания?
— Приходилось. Но, во‑первых, ничего страшного в них нет. Во-вторых, наша учительница не требует обязательно выполнять такие задания. Кто хочет, тот и делает. В-третьих, на них отводится достаточно много времени. Самым первым заданием, которое выполняла дочь, был проект «Мой родной край». Нужно было наклеить на альбомный лист фотографии и сделать подписи к ним. Наше с мужем участие в подготовке этой работы заключалось в том, что мы сначала поговорили с дочкой, какие места для неё являются родными и почему. Потом нашли нужные фотографии и распечатали их. Наклеивала снимки и придумывала подписи к ним дочка самостоятельно. Времени это заняло совсем немного.
Было у нас и задание сделать книгу о цифре. Выполняли его на зимних каникулах. Мы с Аришей обсудили, о какой цифре она хочет рассказать. Затем я нашла книги, которые могли ей пригодиться. Рисовала, клеила, делала подписи дочка сама. Позже я поинтересовалась, как другие дети в Аришином классе выполнили это задание. Выяснилось: за всех его сделали родители. Моя дочь оказалась единственным ребёнком, который выполнил задание самостоятельно.
— А вообще нужны такие задания, которые ребёнок делает вместе со взрослыми?
— Не думаю, что это плохо. Многие родители занимаются с детьми мало. Пусть хотя бы так у них будет какая-то совместная деятельность. Другой вопрос, что учится ребёнок, а не его мама с папой, поэтому активное участие в выполнении заданий должен принимать именно он. По факту же часто бывает так, что делают урок родители, а ребёнок просто сидит рядом.

Возможность выбора
— Самый главный вопрос: есть всё-таки проблема сложного домашнего задания или это только миф?
— На данный момент лично я каких-то глобальных сложностей не вижу — просто некоторым мамам и папам нужно учиться сдерживать себя и свой фанатизм, с которым они опекают детей. Думаю, проблема всё-таки не в школе, не в программе, а именно в том, что родители часто не позволяют детям быть самостоятельными и проявлять инициативу. И это касается не только школы, а вообще всего. По большому счёту, школа лишь раскрывает те проблемы, которые были в семье и до неё. Поэтому и решение нужно искать внутри себя, внутри семьи, в отношениях с ребёнком.

 От автора 
В финале — маленькое послесловие. Специально для скептически настроенных родителей, которые, прочитав это интервью, возможно, скажут: «В теории это всё, может, и замечательно. Посмотрим, как получится на практике». А на практике мы видим самостоятельную девочку, которую хвалят в школе учителя, о которой говорят, что она умный, любознательный ребёнок, которому интересно узнавать всё новое. Лично для меня как мамы школьницы и будущей ученицы этот разговор был очень полезным.
Оксана КОЛОСОВА. Фото Константина ИВАНОВА.
Опубликовано: 16.02.2016 14:01 0 876
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев