Калужского Ивана хотели сделать русским царем
Смертью ребёнка началось Смутное время на Руси, смертью невинного дитя и закончилось.
Калуга сыграла роковую роль в судьбе самозванца Лжедмитрия II и московской царицы Марины Мнишек, родившей в калужской крепости наследника русского престола.
Царица-гусар
В начале 1610 года Лжедмитрий II тайно бежал на навозных санях из Тушинского лагеря в Калугу с большой охраной, прихватив своего шута Петра Кошелева. Той же весной панна Мнишек, напротив, действовала необычно и решительно. Переодевшись в мужской гусарский костюм красного бархата, вооружившись ружьём и саблей, в сапогах со шпорами она прискакала в наш город на породистом коне. «Чем мне, русской царице, с таким позором возвращаться к моим родным в Польшу, лучше уж погибнуть в России. Я разделю с моим супругом всё, что Бог нам предопределил»,— заявила она.
Появление Марины Мнишек произвело настоящий фурор в городе. Вот как описывал его современник — немецкий хронист Конрад Буссов: «В Калуге перед воротами она сказала страже, что она доверенный коморник Дмитрия со спешным и очень важным к нему донесением, о котором никто, кроме него самого, не должен знать. Царь сразу сообразил, в чём дело, приказал казакам хорошенько охранять ворота, а коморника впустить. Тот сейчас же поехал к кремлю, к царскому крыльцу, спрыгнул там с коня, предстал пред очи своего государя и тем доставил ему большую радость».
Милость самозванца
«Калужский царик» развернул в городе настоящий террор против иноземцев — неугодных топил в Оке с камнем на шее. Заступницей их выступила Марина Мнишек. «Вместе с женщинами и девушками-немками она бросилась на колени перед мужем и стала с плачем и слезами смиреннейше просить, чтобы он не миловал мерзавцев, воров и изменников, но и в гневе необдуманно не пролил бы невинной крови, дабы не пришлось ему потом раскаиваться. Эта сцена заставила дрогнуть даже такого закоренелого тирана, как «царь Дмитрий». Он всё же был растроган и смягчён столь взволнованными словами царицы, встал, подошёл к ней, сам взял её за руки и поднял, велел подняться и женщинам. Обратившись к царице, он сказал: «Ну так и быть. Это твои люди, они помилованы, бери их и делай с ними что хочешь».
Чудо венчания
В апреле 1610 года Лжедмитрий II открыто венчался в Калуге с Мариной в деревянном храме святой Троицы. Венчание в православном соборе должно было убедить сторонников самозванца, что она не еретичка и не католичка, а настоящая русская царица, следующая обрядам церкви. Свои письма она так и подписывала: «Марина, милостию Божией царица и великая княгиня всея Руси».
И случилось чудо — в Калуге Марина Мнишек забеременела. Это явилось предзнаменованием того, что фортуна снова повернулась к ней, а заветный русский престол стал ещё ближе.
Лжедмитрий после неудачного похода на Москву снова злодействовал в Калуге. На торговой площади у Гостиных рядов каждое утро находили от 6 до 12 убитых ночью поляков. Но известно — сеющий бурю от неё и погибнет. В декабре 1610 года на охоте в Калужском бору Лжедмитрий был убит личным телохранителем — крещёным нагайским татарином Петром Урусовым.
Разрубленное пополам тело самозванца привезли в городскую крепость. Там его «вымыли, отнесли в зал, приложили голову снова к туловищу, и каждый, кто хотел, мог прийти и посмотреть на него. Через несколько дней он был похоронен по московитскому обряду в кремлёвской церкви в Калуге». Где венчался, там и упокоился!
Не было предела горю Марины, ведь царица уже дважды теряла мужей: «рвала на себе волосы и вопила, чтобы и её также убили, что она не хочет жить без своего друга».
Ивашка-ворёнок
Через месяц на свет появился царевич, которого нарекли грозным именем Иван. Радостные калужане крестили его по православному обряду в Троицком соборе. Марина потребовала, чтобы войска и народ присягнули её сыну как законному наследнику, но этого не произошло. Вместе они находились под охраной казаков атамана Заруцкого. «Русские вельможи с дозволения Марины обещали воспитать его втайне, чтобы он не был убит преследователями, а если Бог дарует ему жизнь, стал бы в будущем государем на Руси».
Уже во времена правления Михаила Фёдоровича Романова в 1614 году Марину Мнишек пленили и посадили в темницу. Ей предстояло пережить ещё одно чудовищное горе — её четырёхлетнего сына Ивана публично повесили за Серпуховскими воротами в Москве со словами: «От вора рождается ворёнок, и не быть ему на троне». Казнь калужского наследника сыграла свою роль в истории — царевич Иван Дмитриевич уже не смог претендовать на русский престол.