Ежедневную «домашку» в школах предложили отменить. Ура?

Оксана КОЛОСОВА. Фото Светланы ТАРАСОВОЙ.
Опубликовано: 26.01.2016 14:33 0 574
Ежедневную «домашку» в школах предложили отменить. Ура?

Министерство образования и науки Калужской области выступило с революционной инициативой.

Недавно, ожидая младшую дочь с репетиции, случайно стала свидетелем диалога двух бабушек, которые привели на занятия внуков, детей 8 лет.
— Вы уже написали доклад о подвиге? — поинтересовалась одна из них у другой. — Нет? Мы тоже ещё нет. Ума не приложу, как можно давать такое задание во 2-м классе!

Нынче в школе 1-й класс…
Подобные разговоры, увы, не единичны. В этом году в 1-й класс пошли дети нескольких моих подруг и знакомых. Теперь они регулярно рассказывают ужасы о том, как делают с детьми уроки до позднего вечера (это при том, что официально домашнего задания у первоклашек вообще не должно быть), о том, сколько заданий маленькие школьники получают на выходные, праздники и каникулы, а также о том, что у детей едва ли не каждый урок — какой-нибудь доклад или презентация. Делают их зачастую не школьники, а их мамы и папы.
— Многие задания выполнить самостоятельно 7-летнему ребёнку просто нереально, — говорят подруги. — Поэтому приходится помогать.
Впрочем, на загруженность детей домашними заданиями жалуются родители не только учащихся начальных классов, но и ребят постарше.
— Результаты контрольно-надзорной деятельности показывают, что в ряде случаев педагоги обязывают школьников самостоятельно изучать отдельные части параграфов и даже новые темы, — говорится в информационно-методическом письме регионального министерства образования и науки, опубликованном на прошлой неделе на сайте областной администрации. — В ряде школ объём домашних заданий необоснованно увеличен, что приводит к перегрузке детей и снижению их учебной мотивации.

Индивидуальное д/з
Видимо, количество жалоб на «домашку», поступающих в минобр, достигло критической массы, потому что в ведомстве решились на кардинальные меры, вплоть до отмены ежедневного домашнего задания. Об этом прямым текстом говорится в том самом письме, которое мы упомянули выше. Министерство также рекомендует учителям не давать домашние задания на период каникул и праздников и советует их максимально дифференцировать и индивидуализировать — с учётом особенностей каждого конкретного школьника. Типовые упражнения (минобр называет их репродуктивными) вроде таких: «прочитать и перевести статью из учебника», «списать, вставить пропущенные буквы», «выучить наизусть», «пересказать» — учителям предлагают заменить поисковыми и творческими.
В ближайшее время в калужских школах будет организовано обсуждение данных рекомендаций. По этому поводу смогут высказаться не только педагоги, но и родители. Многие уже поделились своей точкой зрения по этому поводу на нашем сайте. Большая часть участников дискуссии выступает резко против отмены ежедневной «домашки». Солидарны с ними и наши эксперты, хотя они признают: рациональное зерно в рекомендациях министерства образования есть и говорить о том, что домашние задания должны быть проще и менее объёмными, нужно.

 Комментарии в тему 
Юлия СИНИЦЫНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 26 г. Калуги:
— Я считаю, что совсем отменять ежедневные домашние задания нельзя, потому что они воспитывают в ребёнке самостоятельность и ответственность за учёбу. Да и родители, которые зачастую целыми днями не видят детей и не знают, чем они живут, благодаря этим заданиям лишний раз поинтересуются делами любимого чада: выучил ли уроки? Какие оценки получил? Что касается «репродуктивных упражнений», от которых рекомендуют отказаться, то вообще-то пересказы и заучивание наизусть художественной литературы очень хорошо развивают память. И потом — так приятно при случае где-нибудь в компании блеснуть интеллектом, процитировав кого-нибудь из великих. Тем не менее рациональное зерно в рекомендациях есть. Согласна с тем, что домашние задания не должны быть объёмным, и сама за свои 20 лет работы в школе никогда не задавала детям больших упражнений. Например, задание по русскому языку я всегда рассчитываю так, чтобы дети потратили на его выполнение не более получаса, а сильные ученики справлялись максимум минут за 15. Никогда не требую от детей пересказывать параграф или правило наизусть. Бывает, что не даю домашнюю работу совсем. Зато часто придумываю такие задания, которых нет в учебниках и ответ на которые невозможно отыскать в Интернете, — например, найти ошибку в телевизионной рекламе. Согласна и с тем, что не нужно нагружать ребят на праздники и каникулы. А вообще я считаю: ничто не мешает регламентировать домашнее задание на государственном уровне, чётко прописав его объёмы и виды для каждой параллели классов.

Анастасия ВОЛОКИТИНА, психолог:
— Идея о дифференцированном подходе к домашнему заданию кажется мне очень здравой, потому что все дети разные: кому-то, чтобы закрепить полученные на уроке знания, достаточно решить пару примеров, а кому-то и пяти будет мало. Но нужно понимать, что реализация этой идеи ляжет огромной дополнительной нагрузкой на учителя и, если она не будет материально компенсирована, то вся эта инициатива просто завянет. Что касается рекомендаций по отмене ежедневного домашнего задания — я считаю, полностью от него отказываться нельзя. Должен быть момент, когда ребёнок закрепляет изученный материал и учится его применять, в том числе с помощью тех самых репродуктивных упражнений. И происходить это должно не на уроке. Особенно это актуально в начальной школе, когда формируется база, на которой затем будет строиться всё дальнейшее обучение, и потому она должна быть крепкой и надёжной. Действительно, бывают задания не по возрасту, и есть смысл уменьшать их объём и количество. Но нужно понимать, что учителя во многом люди подневольные. Возможно, они и рады были бы отказаться от тех же докладов или презентаций. Но, поскольку это является частью школьной программы, педагог просто не имеет права проигнорировать их. Поэтому претензии должны быть не на уровне учителя, а на уровне министерства образования, которое одобрило данную программу.

Елена ФРАНЦУЗОВА, журналист, мама второклассника:
— Моё мнение: домашние задания необходимы, так как они помогают закрепить изученный в школе материал. Невозможно выучить таблицу умножения, занимаясь только в классе, да и иностранный язык тоже. К тому же все дети разные. Есть такие, которые всё ловят на лету, а есть ребятишки, которым нужно повторить материал дома. Но, конечно, школьники не должны тратить на «домашку» 3–4 часа, потому что ничего, кроме отвращения к учёбе, это не вызовет. А сами задания надо делать такими, чтобы дети могли выполнять их самостоятельно, — без мам, пап, бабушек и дедушек. Ведь в школе должны оценивать знания ребёнка, а не семейное творчество.

Александра ПЕТРОВА, ученица 11-го класса:
— Конечно, сначала очень хотелось сказать: «Отмена домашних заданий — это так классно!» Но, если задуматься, на самом деле они нужны. Если бы каждый предмет изучался 5 дней в неделю, то, возможно, домашние задания можно было отменить. Но, поскольку какие-то предметы стоят в расписании два раза в неделю, а некоторые — всего один раз, пройденное на уроке за неделю может забыться. Чтобы этого не произошло, изученный материал нужно повторить, как-то систематизировать его. И без домашней работы тут не обойтись. Но всё-таки в 10–11-м классах, когда большинство школьников определилось, по каким предметам будут сдавать ЕГЭ, можно бы уменьшить объём домашнего задания по тем дисциплинам, которые ребёнок не сдаёт. Благодаря этому больше времени останется на дополнительные занятия по выбранным предметам и на подготовку к экзаменам.

Самые важные новости Калуги и области. Оперативно, интересно, объективно. Подписывайтесь на наш телеграм канал @kp40ru.

Оксана КОЛОСОВА. Фото Светланы ТАРАСОВОЙ.
Опубликовано: 26.01.2016 14:33 0 574
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев