Самара – город балета, Дяди Стёпы и «волнующихся» дорог

Владимир ИВКИН. Фото автора, Эмилии ИВКИНОЙ, Олега ЧУЛОВИЧА.
Опубликовано: 19.01.2016 14:40 0 875

Новый год — праздник семейный. Потому мы вместе с друзьями из других городов России взяли свои семьи и отправились встречать 2016-й в Самару. Почему именно в этот город? Я не знаю. Место для нашей традиционной новогодней встречи выбирали не мы, поэтому целиком и полностью подчинились решению друзей, организовавших поездку.

Дорога
Хотя вру: всё же не целиком и не полностью. Мы добирались до Самары самолётом, в то время как остальные участники новогоднего сабантуя — двухэтажным поездом. Причина нашего решения — непомерные предновогодние аппетиты РЖД и ультиматум жабы, пообещавшей нас задушить в случае их (аппетитов) удовлетворения.
Добраться до Самары в предновогодние деньки на поезде нам обошлось бы в 8500 рублей с человека, а вот «Аэрофлотом» — всего в 10000 на двоих.
Конечно, можно было сесть в очень бюджетный поезд «Москва — Ташкент», но на тот момент, когда мы заказывали билеты, наблюдалась крайне подозрительная и явно парадоксальная ситуация.
Если в других поездах, отправляющихся в Самару 30 декабря, все плацкартные места были раскуплены, а свободными оставались только верхние полки купе и мягкие вагоны, то в ташкентском были свободны аж 180 мест в плацкарте (в том числе много нижних) и всего 32 места в купе.
В итоге мы решили не рисковать, нашли компромисс с жабой и в полседьмого утра 31 декабря вылетели из Шереметьево в город на Волге. И уже через два с половиной часа заселялись в парк-отель в пригороде Самары с говорящим названием Студёный Овраг.

Застряли в пути
Отель «Городок», который мы выбрали в качестве места встречи 2016-го, оказался больше похож не на парк-отель в современном его понимании, а на советскую базу отдыха, которая попыталась стать парк-отелем, но застряла где-то в процессе. Правда, справедливости ради стоит сказать, застряла она, пройдя большую часть пути.
Прекрасная кухня, демократичные цены, приветливый персонал, качественный сервис, ухоженная территория уживаются здесь с откровенно древней мебелью, скрипящими кроватями и полным отсутствием звукоизоляции как таковой. Один раз я проснулся от вибрации телефона в соседнем номере.

Подарок от отеля — дружеский шарж.

Два Новых года
Самара и Москва находятся в разных часовых поясах, потому Новый год мы встречали дважды. Сначала по самарскому времени, а затем — по московскому.
Праздничная программа отеля оказалась на высоте, а главным подарком стали очень талантливые шаржи, которые совершенно бесплатно рисовала местная художница для всех желающих.
Позже, уже в Калуге, мой 8-летний племянник, глядя на свадебную фотографию и нарисованный в Самаре шарж, ткнул пальцем в последний со словами: «Тут ты больше на себя похож».

«Щелкунчик» от историка моды
Отпраздновав Новый год, мы задержались в Самаре ещё на четыре дня и посвятили это время знакомству с городом и его легендарным балетом. Нам удалось попасть на знаменитую постановку «Щелкунчика», костюмы для которой сшил известный историк моды Александр Васильев.
До посещения Самарского академического театра оперы и балета я думал, что более сочных и ярких красок, чем в Театре мюзикла на «Горбушке» в Москве, быть не может. Однако Самара полностью перевернула это представление. Костюмы и свет на сцене театра подобраны так, что кажется, будто одеяние на танцорах сияет цветом изнутри.
На этой елейной ноте самое время разбавить повествование ложкой дёгтя.
Старший брат калужского уродства
Дорогие калужане, в Калуге великолепные дороги, а наши власти очень бережно и трепетно относятся к сохранению архитектурного облика города!
Именно такие сентенции приходили на ум всякий раз, когда мы, прогуливаясь по Самаре, поворачивали с одной улочки на другую.
Архитектуру этого города можно описать тремя словами: её почти нет. «Почти» в эту словесную конструкцию затесалось только потому, что приятные глазу кварталы и постройки в Самаре всё же встречаются 
(к примеру, Иверский монастырь, набережная, площадь Куйбышева).
Главным свидетельством наплевательского отношения местных властей к облику города является здание ЦУМа. Уродливостью оно напоминает наш Дом быта до косметического ремонта, только в несколько раз страшнее.
Совершенно непонятно, что мешает местным властям, по примеру калужских, закрыть эту адову жесть панелями.
Второй образчик полного отсутствия архитектурного вкуса у здешних чиновников — привокзальная площадь. Новенькие здания больницы РЖД и красавца вокзала здесь настолько резко контрастируют с историческими постройками, что даже такому полному профану в вопросах архитектуры, как я, это не просто бросается в глаза, а дико режет их.

«Море волнуется вечно»
Если кто помнит, в советском детстве была популярна игра «Море волнуется раз». В какой-то её момент ведущий говорил: «Морская фигура, замри» — и все участники должны были замереть в какой-либо позе. Кто-то изображал морскую звезду, кто-то — морского конька, кто-то — морского ежа. Показывать фигуру надо было до тех пор, пока ведущий не скажет: «Отомри».
Я это к тому, что создаётся впечатление, будто самарские дороги в то далёкое советское время играли в эту игру, замерли в позе морской волны с барашками на её гребне, а ведущий отошёл покурить, да так и не вернулся. Вот они и застряли в своей позе на десятилетия, ожидая команды отмереть.
Апофеозом убитости дорог Самары стала сцена с дорогущим «Бентли», который, двигаясь с черепашьей скоростью по одной из улиц, скребя дном, лениво переваливался с кочки на кочку.
— Я сам из Иркутска,— не без гордости за свою малую родину рассказывал нам местный таксист.— А недалеко от него есть городок Усолье. Он прославился среди местных убитыми и убогими дорогами. Но я, как в Самару четыре года назад перебрался, понял, что в сравнении со здешними в нашем Усолье ещё очень приличные дороги.
А мне после этих слов почему-то стало грустно и стыдно за нас. И за себя, и за этого таксиста.
Всё-таки неправильно это — мериться недостатками, успокаивая себя тем, что у соседа они безобразнее твоих. А правильно — бороться с ними, чтобы не обезобразили тебя так же, как твоего соседа.

Памятник Дяде Стёпе появился на самарском Арбате недавно, но уже стал самым ярким изваянием в городе.

На дне
На этом «дёготь» у меня кончился, и, возвращаясь к приятному, не могу не упомянуть о самарском пивоваренном заводе. Именно здесь варят знаменитое «Жигулёвское», вкус которого я лично терпеть не могу.
Но, как оказалось, терпеть не могу только «Жигулёвское» с калужских прилавков. А вот самарское, из разливочной с литературным названием «На дне» при пивзаводе, просто обожаю.
Здешнее «Жигулёвское» — отличное. Остаётся только догадываться, что происходит с этим напитком по пути от пивзавода до наших прилавков.
Порадовала в Самаре и главная пешеходная улица города — Ленинградская. Несмотря на то что здешние дворники в праздники отдыхали, а пешеходы сами прокладывали себе тропинки в сугробах, самарский Арбат оставил приятное впечатление.
В первую очередь тем, что, в отличие от Калуги, это полноценная пешеходная улица, а не какой-то огрызок. Во вторую — совсем недавно установленной и очень впечатляющей скульптурой Дяди Стёпы.

Рабочий кабинет Сталина в бункере его имени.

Запасная столица
Как известно, Куйбышев — так Самара называлась до развала СССР — во времена Великой Отечественной войны был запасной столицей. Именно сюда эвакуировали ряд заводов, часть управленческого аппарата и даже Большой театр. В случае захвата Москвы именно здесь планировало работать руководство страны.
В рамках подготовки к такому развитию событий в Куйбышеве соорудили для этого самого руководства бункер, который стал известен как Бункер Сталина, хотя Сталин в нём никогда и не бывал.
Под землю, к конференц-залу и личному кабинету Иосифа Виссарионовича ведут 188 ступенек. Лестничные пролёты напоминают подъезд обычной советской многоэтажки — с тем только различием, что нет окон.
Спустившись вниз, вхожу в рабочий кабинет Сталина. Обстановка аскетичная. Стол, обтянутый зелёным сукном, на котором стоят только лампа и телефон. Маленький диванчик, чтобы вождь народов мог прилечь и отдохнуть, а на стенах два портрета — напротив друг друга: Александр Суворов и Михаил Кутузов.
Присаживаюсь на стул Сталина. Друзья тут же начинают подшучивать, как мне идёт здешняя обстановка, и вкрадчиво интересуются, мне младенцев на завтрак подавать в медово-горчичном соусе или в кисло-сладком?
Дураки.

В этом маленьком зальчике в случае захвата Гитлером Москвы должен был работать генштаб войск СССР.

Пять с плюсом
Возвращались мы из Самары по железной дороге. Видимо, перед праздниками РЖД «наелись» выше крыши, и билеты на всё тот же двухэтажный поезд резко упали в цене до вполне приемлемых 3400 рублей за место в купе.
Осенью прошлого года (№ 45 от 11 ноября) в статье «Татаро-русское эго: чего натворили в Казани к тысячелетию города и Универсиаде» я уже рассказывал об этом новом виде транспорта, понадеявшись, что современные и очень комфортные поезда появятся на других направлениях. Руководство РЖД как будто услышало эти рассуждения, и с конца ноября двухэтажный купейный состав с билетами по весьма демократичным ценам начал курсировать и до Самары.
Если, несмотря на кризис, так пойдёт и дальше, то уже скоро по России путеше-ствовать станет не менее комфортно, чем по Европе.
И это не может не радовать: в нашей стране есть колоссальное количество мест, в которых стоит побывать.

10 достопримечательностей Самары, которые надо посетить:

  •     Иверский монастырь.
  •     Набережная Волги с видами на Жигулёвские горы.
  •     Самарский Арбат – улица Ленинградская.
  •     Бункер Сталина.
  •     Площадь Куйбышева.
  •     Самарский академический театр оперы и балета.
  •     Музей космонавтики.
  •     Площадь Славы.
  •     Площадь Василия Чапаева.
  •     Пивзавод «Жигулёвский».
Владимир ИВКИН. Фото автора, Эмилии ИВКИНОЙ, Олега ЧУЛОВИЧА.
Опубликовано: 19.01.2016 14:40 0 875
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев