Дети рисовали пародию на Петра I
В первую неделю нового года в Художественном музее для ребят и их родителей прошли мастер-классы.
Уроки мастерства давали профессиональные художники и народные мастера, чьи работы не раз выставлялись в залах музея.
— В течение года трудно выкроить время для занятий, — признаётся художник Сергей ОРЛОВ. — А на продолжительных зимних каникулах я с удовольствием занимаюсь с калужанами. Делюсь с ними своими эмоциями.
Лубочные картинки
Сергей — необычный художник. Пейзажи, портреты и даже иконы он рисует на бересте.
— Лично я не встречал среди своих коллег, кто бы работал в подобной технике, — признаётся мастер.
Особенность его работ в том, что они в буквальном смысле выгравированы на коре берёзы. По словам Сергея, с таким материалом работать куда приятнее, чем с бумагой.
— Сначала изображение процарапывается иглой, а потом раскрашивается масляными красками, — объясняет художник.
Большинство его работ — это лубочные картинки XVII-XIX веков: графика, для которой характерна простота деталей, обращение к сказочным и религиозным персонажам.
— Мои работы небольшие по размеру. К 300-летию Дома Романовых я рисовал портреты царей, изобразил как-то Сергия Радонежского на фоне монастыря. Самая крупная работа — картина размером 1,4х1,8 м. Правда, это мозаика, склеенная из небольших кусочков бересты. Коллекционер из Москвы заказал иллюстрированную карту: вверху — сотворение мира, внизу — атланты держат Землю. Работал над ней полтора года.
Глаза боятся, а руки делают
— Ой, а разве можно это повторить? — удивляются родители, рассматривая работы Орлова.
Они признаются, что на большинстве мастер-классов, на которых им удалось побывать с детьми, малышам предлагалось что-то вырезать и склеить из бумаги, а если уж на чём-то рисовать, то ограничивались альбомным листом.
— Не переживайте, у всех получится, — успокаивает присутствующих Сергей.
Мастер нам рассказал, что на одну работу тратит в среднем полдня. Для своих учеников он постарался упростить технику, подобрал несложные сюжеты. Так что двух часов, отведённых на занятие, вполне хватает.
— Обычно я оговариваю возраст детей заранее. Желательно, чтобы были старше 9 лет. Бывает, приводят и 6-летних, тогда в работу включается мама и помогает в чём-то своему малышу. Особенно популярны мастер-классы у молодёжи. Приходят и пожилые люди.
Всё символично
Сергей предоставил своим ученикам несколько картинок на выбор. Особой популярностью у детей пользуются рисунки котов и сов. Правда, это не обычные лесные жители.
— Сова символизирует мудрость. А это — Алабрыс-кот. По одной из версий — пародия старообрядцев на Петра I, по другой — символ достатка, семейного благополучия, домашний оберег.
Именно сову и кота решили выгравировать на коре берёзы 8-летние Лиза и Катя. Сначала мастер показал девочкам, как снять с бересты верхний слой, чтобы получилась ровная и гладкая поверхность. После этого нужно перенести рисунок с бумаги на бересту. Это чем-то напоминает перевод изображения под копирку: рисунок накладывается на бересту и просто обводится карандашом.
— Проведя по бересте неправильную линию, вы её уже не сотрёте, она отпечатывается на поверхности, — поясняет мастер.
После того как рисунок перенесён, его нужно процарапать иголкой.
— Для своих работ я использую иглы разных размеров, но для детей выбрал покрупнее — поудобнее.
Чтобы игла не порвала бересту, поверхность протирается небольшим количеством подсолнечного масла. Выгравированный рисунок осталось только раскрасить.
Художник предложил ребятам проявить фантазию и выбрать любые понравившиеся им цвета.
Дети с поставленной задачей справились! В конце занятия у них были готовы необычные работы, которые не стыдно и дома на стену повесить.
Мастер-классы в Художественном музее проводятся в течение всего года по выходным. Расписание занятий составляется.