Что собираются строить на берегу «Калужского моря»?
Калужских историков и краеведов шокировал разработанный москвичами проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в районе водохранилища.
Не успела общественность Калуги спокойно вздохнуть после относительно благополучно завершившейся истории со склоном городского парка — чиновников удалось убедить в том, что его не нужно ничем застраивать,— как на горизонте замаячила новая проблема. Она связана с будущим территории, прилегающей к Яченскому водохранилищу.
С космическим размахом
Недавно пошли разговоры о том, что её собираются застраивать высотными зданиями. Причём поводом для слухов послужило отнюдь не агентство «ОБС», а вполне официальный источник — сайт администрации Калужской области. В ноябре на этом портале с пометкой «Для общественного обсуждения» была опубликована государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в районе так называемого Калужского моря. Речь идёт о Музее истории космонавтики, Доме-музее Циолковского, Доме Унковских и о жилом доме по адресу: ул. Космонавта Волкова, 5Б, который является памятником архитектуры конца XVIII века. Экспертиза проведена по заказу Международного парка развлечений и туризма (г. Ярославль). Исследованием занимались в апреле–мае 2015 года столичные архитекторы и инженеры. Как сказано в документе, задачей проекта является «реабилитация «западного фасада» Калуги, который сейчас, по мнению экспертов, представляет собой хаотичную и непрезентабельную малоэтажную застройку.
Выводы, сделанные столичными специалистами, калужских историков и краеведов, мягко говоря, удивили. Особенно один абзац, в котором говорится о том, что «городское поселение «Калуга» рассматривает возможность размещения в пойменной части берега Яченки комплекса зданий для проведения международных симпозиумов по вопросам космонавтики и культуры». По мнению экспертов, высота предполагаемого комплекса может составить от 37,5 до 39 м.
— Возникает вопрос: для проведения каких симпозиумов требуется строительство зданий в 13–14 этажей? — недоумевают краеведы.— Похоже, что городские власти намерены проводить здесь не симпозиумы по космической проблематике, а симпозиумы космического масштаба! Как это строительство может сохранить «западный фасад»? Зато очевидно, что навсегда будет утрачена уникальная панорама города со стороны дамбы и Яченского водохранилища, ставшая визитной карточкой города.
Стройки не будет?
Своими соображениями краеведы поделились в письме на имя начальника недавно созданного Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Евгения Чудакова. Обращение подписали почти все участники рабочей группы по сохранению исторической памяти. Евгений Чудаков согласился дать разъяснения по этому поводу на личной встрече. Она состоялась несколько дней назад.
— Говорить о том, что на территории, прилегающей к Яченскому водохранилищу, будет вестись какое-либо строительство, преждевременно,— успокоил взволнованных визитёров начальник Управления по охране объектов культурного наследия. — Проект зоны охраны (ПЗО. — Прим. ред.) этой территории был утверждён в 1983 году. Он действует и никем не отменён. Согласно ему, строительство зданий выше трёх этажей здесь запрещено.
— Тогда почему вдруг появилось предложение по строительству высотных домов? — поинтересовался в ответ краевед Николай БРОКМИЛЛЕР.
— На 1983 год это был нормальный документ, которым можно руководствоваться,— пояснил Евгений Чудаков.— Однако прошло уже более 30 лет. В некоторых частях данной территории городу нужно развиваться, строить здания, которые органично впишутся в окружающую среду. Их этажность может отличаться от параметров, прописанных 30 лет назад. Принимать решение об этом должны органы власти с учётом мнения экспертного сообщества и общественности. Но прежде чем это обсуждать, необходимы актуальные зоны охраны.
С этой целью и был разработан новый ПЗО для территории Яченского водохранилища. В мае 2015 года он прошёл государственную историко-культурную экспертизу. На тот момент законодательство допускало отклонение от предельных параметров строительства, если речь шла о возведении зданий в зоне расположения объектов культурного наследия. Достаточно было получить разрешение органа по охране памятников истории и культуры. Именно поэтому в акте государственной историко-культурной экспертизы ПЗО появился абзац о возможности строительства на склоне водохранилища высотных зданий с обязательным выполнением мероприятий по сохранению ландшафта.
— Однако в сентябре этого года вышло постановление федерального правительства, которое запрещает любые отклонения от предельных параметров строительства, а также ставит под запрет строительство капитальных объектов недвижимости в зоне охраняемого ландшафта,— рассказал Евгений Чудаков.— Поэтому мы решили перестраховаться и запросили мнение об этом проекте Министерства культуры РФ. Коллеги его не поддержали. Их не устроило то, что документ разрабатывался согласно утратившему в настоящее время силу постановлению Правительства РФ, которое действовало до сентября 2015 года. Поэтому в планах Управления — разработка нового проекта зоны охраны этой территории. Будем консультироваться с экспертами, общественностью, чтобы решение было взвешенным. На данный момент никто не собирается застраивать склон высотными зданиями.
Модернизировать Колизей
Комментарии чиновника краеведов вроде бы успокоили. Однако сомнения в объективности нового ПЗО остались, особенно после того, как узнали, что экспертов выбирает проектировщик.
— Но ведь это нарушает главный принцип экспертизы — её независимость! — возмутился Владимир БЫЧЕНКОВ.
— Почему вы так уверены, что специалисты будут плясать под дудку заказчика? — ответил вопросом Евгений Чудаков.
— Мы это видим по результатам майской экспертизы. Если появляется 14-этажная застройка, значит, это чем-то мотивировано. Понятно, что речь идёт о конкретном проекте.
— Вы часто говорите: город должен развиваться. Но почему он должен развиваться именно на историческом склоне? Почему нужно влезать с застройками в уже сложившуюся часть города, которая является брендом Калуги? У нас что, мало места? — резонно заметил Николай Брокмиллер.
Его коллега Татьяна ГАНИЧЕВА добавила:
— Почему-то Колизей, который находится в разрушенном состоянии, никто не застраивает, не модернизирует, не «развивает»! В Калуге тоже есть места, которые нужно сохранять в том виде, в котором они существовали раньше. Тогда наш город станет привлекательным для туристов местом. Но, если мы будем относиться к истории так, как сейчас, к нам скоро никто не поедет, потому что не останется первозданности, которая так привлекает людей.
Покидая кабинет Евгения Чудакова, краеведы напутствовали его:
— Помните, от вас сейчас зависит то, каким будет лицо города.
Точку в этой истории мы не ставим — по всей видимости, ещё рано.