«Мотомалоярославец придумал я»

Борис Скалдин. Фото автора.
Опубликовано: 15.12.2015 15:10 0 1050
«Мотомалоярославец придумал я»

Уже довольно банальная мысль о том, что у каждого места есть свой гений, придающий ему неповторимое своеобразие, подтверждается из раза в раз, когда посещаешь тот или иной населённый пункт области. А порой таких гениев несколько. Так случилось с нами и в Малоярославце, когда мы познакомились с Вадимом Тростянским, скромным директором спортивно-технического клуба «Пилот».
Невзрачные каменные сараи, в которых расположился клуб, скрывают целый мир сокровищ. Никто не догадается, что здесь, возможно, один из самых интересных, в будущем, музеев Малоярославца.

«Жемчужная россыпь» в старом сарае
Тростянский открывает железную дверь, снимая с неё навесной замок, и знакомит нас со своими сокровищами не спеша, как бы смакуя каждый предмет. А предметы эти — собрание старой техники. Мотоциклы, мотороллеры и велосипеды, автомобили, детские игрушки, тоже технического свойства, железнодорожные фонари и ещё много всего.
Кто бы сомневался — интересно, конечно! Особенно тем, кто любит технику. Однако какое отношение всё это имеет к Малоярославцу? Ведь такое возможно в любом другом городе.
— Да всё просто,— отвечает Тростянский,— техника принадлежала жителям Малоярославца. В этой коллекции — тайны жизни целых семей, целых поколений.
— У меня есть мечта,— признаётся Вадим,— сделать городской музей старой техники, собранной его жителями.
Когда видишь, что было собрано за двадцать с небольшим лет, дух захватывает. Мотоциклы — «Уралы», «Москва», «Минск», «Иж» и уж совсем раритетные ДКВ — наши и французские, сделанные по немецким прототипам довоенного происхождения. Мопеды «Рига», «Тула» и другие. Знаменитые некогда мотороллеры «Вятка», слизанные с «итальянцев». Велосипеды — спортивные, туристические, дамские, детские. И даже редчайший образец велика для малышей «Ветерок». Признаюсь, пока его не увидел, внутренне пожимал плечами. Ну да, думаю, всё интересно. Но больше похоже на склад металлолома. А вот как увидел «Ветерок», так сразу нахлынули воспоминания из детства: как преодолевал свои первые метры на нём, как падал и больно ушибался, но всё же поднимался и продолжал укрощать строптивца.
Тепло стало и радостно. Наверное, каждый экземпляр так же у кого-то пробуждает что-то из детства в душе. И стало по-настоящему интересно. Понял, что передо мной не совсем обычный человек. И не ошибся. Интересуюсь, где всё это собиралось.
— Кое-что дети, подростки, которые у нас занимаются, показывают. Мы договариваемся с хозяевами. Многое и родители ребятишек приносят,— говорит Вадим.
Он подводит меня к ржавому, полуразобранному агрегату. За этой грудой металла проглядывается чехословацкий мопед «Ява» начала 60-х годов прошлого века.
— Уникальный экспонат,— приоткрывает тайну неутомимый собиратель.— Таких в Малоярославце было всего десять. Ими награждали машинистов железнодорожного депо.
Впереди реставрация и написание истории этого подарка: кому и за какие заслуги его вручили. К железнодорожной истории мы ещё вернёмся, а сейчас надо бы представить того, кто всё это собирает.

Режиссёр массовых мероприятий с техническим уклоном
— Я, вообще, из-под Орла. Закончил режиссёрское отделение Орловского института культуры. Приехал сюда больше 20 лет назад, по распределению. И сразу стал директором районного Дома культуры.
Режиссёр… и собиратель техники, педагог, занимающийся с детьми техническим творчеством? Какие неожиданные повороты случаются в судьбе людей.
— Всё просто. Закончил музыкальную школу и потом на режиссёра выучился по настоянию семьи. Но меня всегда тянуло к технике. В каждого с детства заложен какой-то код. Видимо, в меня — тоже,— размышляет Тростянский.— Поэтому я и предложил ещё тогдашней городской администрации создать спортивно-технический клуб. И меня поддержали.

«Превратить Малоярославец в город байкеров — моя идея»
Начал Вадим с того, что устроил первый в истории города мотофестиваль. Это сейчас он называется «Мото-Малоярославец», и занимаются его организацией столичные байкеры. А тогда, в 90-е годы, это было, говорит режиссёр с техническим уклоном, его детищем.
— Публику собирали так: ходили по городу с мегафоном и выкрикивали: «Все — на мотофестиваль!» — припомнил Тростянский.
Когда музей распахнёт свои двери, уверен его создатель, по экспонатам этого собрания можно будет изучать новейшую историю города. Например, ещё одна уникальная коллекция — железнодорожные фонари с царских времён до 60-х годов. Старые фонари развешаны под потолком и ждут реставрации. Они разного предназначения — сигнальные, для освещения вагонов, наружные и внутренние.
— Вот в эти фонари вставлялись свечки, они дореволюционные и вплоть до 50-х годов. Это кислотный 60-х годов. А этот 1939 года, немецкий. На нём маркировка хорошо видна. Часть уже отреставрировали, часть ждут реставрации.
Тростянскому и его воспитанникам помогает местный бизнесмен Виктор Жуков, благотворитель и коллекционер старых автомобилей. Часть авто разных лет выпуска и марок, принадлежащих Жукову и другим коллекционерам, находится здесь же. От старенького «Москвича»-грузовичка до «танка во фраке» — знаменитой «Чайки».
Техническое творчество, которым занимаются ребята под руководством Тростянского и его коллег — отдельная история, достойная и отдельного рассказа. Скажем лишь, что здесь дружно уживаются покорители неба — авиа- и ракетомоделисты и юные укротители земной скорости — бесстрашные гонщики на картингах. И надо сказать, что всё делается на энтузиазме директора клуба, школьников и их родителей.

Борис Скалдин. Фото автора.
Опубликовано: 15.12.2015 15:10 0 1050
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев