Тайна татарского кургана
В Пушкинском скверике в Калуге, на самом верху Березуйского оврага, долгие годы стояла белокаменная часовня. По преданию, на этом месте когда-то возвышался большой курган с погребёнными в эпоху Смутного времени.
В Пушкинском скверике в Калуге, на самом верху Березуйского оврага, долгие годы стояла белокаменная часовня. По преданию, на этом месте когда-то возвышался большой курган с погребёнными в эпоху Смутного времени.
Целый год в Калуге прожил последний самозванец Лжедмитрий II со своей супругой — царицей Мариной Мнишек. Пил, пировал, охотился и расправлялся с неугодными. Тем самым накликал беду на свою буйную голову.
Последняя корона
Старый ногайский хан Ураз-Мухаммед после бегства самозванца в Калугу приехал повидаться со своим сыном и решил его увезти. Но сын в изрядном хмелю поведал Лжедмитрию их разговор с отцом, в котором он якобы хотел убить самозванца. Тогда «калужский царик» со своими слугами убил старого хана. Его тело бросили в Оку. Очередное убийство неугодных сподвижников вызвало возмущение татарской знати. Сын последнего ногайского хана Орак (в крещении — Пётр) Урусов — личный телохранитель и начальник охраны Лжедмитрия II — открыто высказал своё недовольство. Тогда того посадили в темницу, но вскоре выпустили по ходатайству самой Марины Мнишек.
11 декабря 1610 года самозванец вместе со своей свитой из татар и с шутом Петром Кошелевым поехал на санях на заячью охоту к речке Яченке.
Как повествуют исторические хроники: «Князь Пётр Урусов подъехал как только мог ближе к саням Дмитрия, стал льстить ему и так смиренно говорить с ним, что Дмитрий не смог заподозрить ничего дурного. Князь же, очень ловко приготовившись к нападению, выстрелил в сидевшего в санях Дмитрия. Затем, выхватив саблю, снёс ему голову и сказал: «Я научу тебя, как топить в реке татарских царей и бросать в тюрьму татарских князей, ничтожный обманщик и плут. Мы преданно тебе служили, а теперь я возложил на тебя ту самую последнюю корону, которая тебе подобает».
Пётр Урусов со своей свитой покинул Калугу и ускакал в Крым. Правда, не всех татар удалось предупредить покинуть город. Спасшийся шут Кошелев в страхе бежал и обо всём рассказал калужанам: «... и того вора видели они за речкою за Яченкой: на горе у креста лежит, голова отсечена прочь, да на правой руке сечен саблей».
Место гибели самозванца известно: в северо-восточной части калужского бора, на пересечении дороги из Тихоновой пустыни в Калугу с дорогой, идущей в Черносвитино из Калуги. До 1917 года здесь стоял памятный знак, высеченный из старого дуба.
Ногайское проклятие
Марина Мнишек пришла в отчаяние и ярость от вести о гибели мужа. В остроге зазвонили в набат во все колокола. Как рассказывали очевидцы, безумная супруга, с факелом в руках, полунагая, бегала по посаду, поднимала жителей города, казаков и призывала к мести. В Калуге тот час же был устроен татарский погром в Ногайской и Берендеевской слободах. Казаки «несчастных татар гоняли из улицы в улицу, хуже, чем зайцев в поле, дубинами и саблями, пока всех не перебили…». Проклятия невинных перед смертью обернулись гибелью и для Марины Мнишек с сыном Иваном.
Голова самозванца
Останки Лжедмитрия II калужане перенесли с речки Яченки в деревянный Троицкий собор. Здесь ему приставили голову, отпели и через шесть недель похоронили. Существует легенда, что особо приверженные горожане под покровом ночи похитили голову Лжедмитрия II и тайно перезахоронили в юго-восточной части калужской крепости (на этом месте сегодня находятся детские аттракционы. — Прим. ред.).
Марина Мнишек вместе с малолетним сыном бежала из Калуги в подмосковную Коломну к атаману Ивану Заруцкому. Их позже пленили. Атамана посадили на кол, Марину — в темницу, а трёхлетнего Ивана повесили около Серпуховских ворот. Говорят, что петля не затянулась на шее мальчика, и он погиб от холода лишь несколько часов спустя. Марина Мнишек умерла при загадочных обстоятельствах: то ли ее утопили, то ли повесили. Но перед своей смертью она прокляла весь род будущих правителей России, которыми стали Романовы.
Спустя два века, в 1823 году, калужане построили памятную часовню, прямо напротив церкви Покрова «на рву». На седьмой неделе после Пасхи прихожане здесь служили панихиды по безвинно усопшим. Без малого 200 татар, населявших Калугу в начале XVII века, были жестоко вырезаны, а затем погребены в общей могиле. От Покровской часовни с источником вниз вела лестница к узкому деревянному «Чёртовому мостику», который соединял обе стороны Березуйского оврага.