Напоминание об Истине

Режиссёр Александр Баранников вместе со студентами-щукинцами удивил калужан мощным и необы...
16:05 01.12.2015
0 904
Владимир КАРПОВ. Фото Александра ФАЛАЛЕЕВА.

Режиссёр Александр Баранников вместе со студентами-щукинцами удивил калужан мощным и необычным спектаклем.

Не устаю поражаться количеству граней Александра Баранникова. Вот же поставил он «Дикаря», и спектакль идёт с успехом много лет. Или, скажем, душещипательную «Комнату невесты». Пользуется симпатией зрителей, особенно — обманчиво слабого пола. Другой бы вовсю ковал железо, заработал бы сладкий титул комедиографа и почивал бы себе на лаврах. Но Баранникову в одном жанре скучно. Он предпочитает Чехова и Шекспира, Островского и Кена Кизи, всегда смело и умело ввязываясь в самые сложные проекты. Зарабатывает тумаки и шишки, но не сдаётся. Вот и теперь Александр Георгиевич вывел на калужскую сцену неизвестного у нас иркутского писателя Алексея Шманова с пьесой «Понтий Пилат».

Имеет ли эта драма отношение к Евангелию? Да самое прямое!
На хорошо охраняемой вилле на краю света скрывается опальный префект Понтий Пилат, в своё время позволивший казнить Его. Роскошное заточение с ним разделяют любовница и преданный охранник. В домашней тюрьме томится кучка мелких преступников. И вот охрана приводит странного бродягу, назвавшегося врачом. Он, действительно, чудодейственно исцеляет людей. А ещё он наделён необыкновенным даром привлекать к себе добротой и состраданием. Ничего не напоминает?
Пилат делает пленникам предложение, от которого они, конечно, не отказываются: он заставляет их разыграть в лицах Евангелие.

Казнят ли Ису?
В первом акте спектакля текст Писания звучит подолгу, поэтому многим зрителям он показался затянутым. Да, как такового действия здесь, как и во всём спектакле, маловато. Но ведь это и не авантюрная мелодрама. Это философское действо, где нужно настроиться на неторопливое вдумывание. Прекратить, наконец, суетиться и прислушаться сердцем к вечным истинам.
Второе действие получилось более динамичным. Пьеса, которая, казалось бы, только обрамляет евангельскую историю, вдруг сложилась в целое, как хитроумный пазл. Резче обозначилась интрига, персонажи обрели объём. Зритель по-настоящему захвачен и задаёт себе вопросы: кто же этот таинственный Иса? Неужели — Он? Кто такая загадочная Лариса, эта нестареющая красавица? Казнят ли Ису, повторится ли всем известная история?

У Баранникова со студентами-щукинцами отношения серьёзные
Уже случалось говорить об Александре Баранникове как о «делателе» актёров. Вот и в «Понтии Пилате» всё отлично выработано актёрски. Раньше режиссёры не очень замечали Дмитрия Казанцева, а Баранников доверил ему роль Исы — и не ошибся! Актёр играет не благостную святость, а тяжесть гигантской ответственности. В нём — сочетание мягкости и достоинства.
Режиссёр осложнил и без того непростую студенческую жизнь калужских щукинцев. Думается, они понимают, что такие роли не часто предлагаются, а на репутацию влияют. Юркий мошенник Матвей в исполнении Вячеслава Соколова. Неотесанный солдафон Александр — Кирилл Бессонов. Скользкий пройдоха Роман — Антон Смородин. Разбитная путана Мария — Наталья Бушина, недавняя студентка. Самое увлекательное в таком спектакле — наблюдать не за поцелуями и поединками, а за тем, как меняются люди, превращаясь из сброда в апостолов. Как рождается Иуда, как встаёт трагическая фигура Петра, как вырастают Матфей и Магдалина. И всё это достойно представили начинающие актёры.

Откуда столько страсти, коварства и силы?
Особенно впечатляет Екатерина Буреничева в роли демона пустыни в обличье очаровательной девушки. Поразительно, откуда в этой миниатюрной вчерашней школьнице столько страсти, коварства и силы!
Захар Машненков в роли Пилата убеждает, что эта роль — как для него написана. Мужественно крупный и сильный, с хрипотцой в голосе, Захар не раз играл военных (один его Ноздрёв чего стоит!). А тут — фигура легендарная. Его Пилат, бездушный и беспощадный вначале, мучительно ищет выхода из круга всем известной трагической истории. И прозревает. И идёт по лунной дороге, описанной Михаилом Булгаковым, вместе с Ним.

Невредно мечтаем о новой сцене
Спектакли Александра Баранникова особенно цельны тогда, когда с ним вместе работают его многолетние друзья-соратники. Декорации и костюмы Кирилла Пискунова — высочайшего класса. Пронзительная музыка Виктора Норейко создаёт единую атмосферу действа. Прибавим сюда редкого качества свет и видео-арт Алексея Тарасова — и перед нами штучный спектакль.
Штучный, но трудный. «Приятного просмотра!» — это не сюда. Здесь нужно напрягаться — это неудобно, беспокоит. Такие спектакли–фильмы–книги многих раздражают. Это — не для всех. Вот бы Калужскому драмтеатру полноценную малую сцену с залом мест на сто! Вот здесь бы такие спектакли шли подолгу и с успехом. А если сильно захотеть?..

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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