Напоминание об Истине
Режиссёр Александр Баранников вместе со студентами-щукинцами удивил калужан мощным и необычным спектаклем.
Не устаю поражаться количеству граней Александра Баранникова. Вот же поставил он «Дикаря», и спектакль идёт с успехом много лет. Или, скажем, душещипательную «Комнату невесты». Пользуется симпатией зрителей, особенно — обманчиво слабого пола. Другой бы вовсю ковал железо, заработал бы сладкий титул комедиографа и почивал бы себе на лаврах. Но Баранникову в одном жанре скучно. Он предпочитает Чехова и Шекспира, Островского и Кена Кизи, всегда смело и умело ввязываясь в самые сложные проекты. Зарабатывает тумаки и шишки, но не сдаётся. Вот и теперь Александр Георгиевич вывел на калужскую сцену неизвестного у нас иркутского писателя Алексея Шманова с пьесой «Понтий Пилат».
Имеет ли эта драма отношение к Евангелию? Да самое прямое!
На хорошо охраняемой вилле на краю света скрывается опальный префект Понтий Пилат, в своё время позволивший казнить Его. Роскошное заточение с ним разделяют любовница и преданный охранник. В домашней тюрьме томится кучка мелких преступников. И вот охрана приводит странного бродягу, назвавшегося врачом. Он, действительно, чудодейственно исцеляет людей. А ещё он наделён необыкновенным даром привлекать к себе добротой и состраданием. Ничего не напоминает?
Пилат делает пленникам предложение, от которого они, конечно, не отказываются: он заставляет их разыграть в лицах Евангелие.
Казнят ли Ису?
В первом акте спектакля текст Писания звучит подолгу, поэтому многим зрителям он показался затянутым. Да, как такового действия здесь, как и во всём спектакле, маловато. Но ведь это и не авантюрная мелодрама. Это философское действо, где нужно настроиться на неторопливое вдумывание. Прекратить, наконец, суетиться и прислушаться сердцем к вечным истинам.
Второе действие получилось более динамичным. Пьеса, которая, казалось бы, только обрамляет евангельскую историю, вдруг сложилась в целое, как хитроумный пазл. Резче обозначилась интрига, персонажи обрели объём. Зритель по-настоящему захвачен и задаёт себе вопросы: кто же этот таинственный Иса? Неужели — Он? Кто такая загадочная Лариса, эта нестареющая красавица? Казнят ли Ису, повторится ли всем известная история?
У Баранникова со студентами-щукинцами отношения серьёзные
Уже случалось говорить об Александре Баранникове как о «делателе» актёров. Вот и в «Понтии Пилате» всё отлично выработано актёрски. Раньше режиссёры не очень замечали Дмитрия Казанцева, а Баранников доверил ему роль Исы — и не ошибся! Актёр играет не благостную святость, а тяжесть гигантской ответственности. В нём — сочетание мягкости и достоинства.
Режиссёр осложнил и без того непростую студенческую жизнь калужских щукинцев. Думается, они понимают, что такие роли не часто предлагаются, а на репутацию влияют. Юркий мошенник Матвей в исполнении Вячеслава Соколова. Неотесанный солдафон Александр — Кирилл Бессонов. Скользкий пройдоха Роман — Антон Смородин. Разбитная путана Мария — Наталья Бушина, недавняя студентка. Самое увлекательное в таком спектакле — наблюдать не за поцелуями и поединками, а за тем, как меняются люди, превращаясь из сброда в апостолов. Как рождается Иуда, как встаёт трагическая фигура Петра, как вырастают Матфей и Магдалина. И всё это достойно представили начинающие актёры.
Откуда столько страсти, коварства и силы?
Особенно впечатляет Екатерина Буреничева в роли демона пустыни в обличье очаровательной девушки. Поразительно, откуда в этой миниатюрной вчерашней школьнице столько страсти, коварства и силы!
Захар Машненков в роли Пилата убеждает, что эта роль — как для него написана. Мужественно крупный и сильный, с хрипотцой в голосе, Захар не раз играл военных (один его Ноздрёв чего стоит!). А тут — фигура легендарная. Его Пилат, бездушный и беспощадный вначале, мучительно ищет выхода из круга всем известной трагической истории. И прозревает. И идёт по лунной дороге, описанной Михаилом Булгаковым, вместе с Ним.
Невредно мечтаем о новой сцене
Спектакли Александра Баранникова особенно цельны тогда, когда с ним вместе работают его многолетние друзья-соратники. Декорации и костюмы Кирилла Пискунова — высочайшего класса. Пронзительная музыка Виктора Норейко создаёт единую атмосферу действа. Прибавим сюда редкого качества свет и видео-арт Алексея Тарасова — и перед нами штучный спектакль.
Штучный, но трудный. «Приятного просмотра!» — это не сюда. Здесь нужно напрягаться — это неудобно, беспокоит. Такие спектакли–фильмы–книги многих раздражают. Это — не для всех. Вот бы Калужскому драмтеатру полноценную малую сцену с залом мест на сто! Вот здесь бы такие спектакли шли подолгу и с успехом. А если сильно захотеть?..