Звуки прошлого

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото Светланы ТАРАСОВОЙ.
Опубликовано: 17.11.2015 16:29 0 966
Звуки прошлого

Калужский реставратор, сотрудник Краеведческого музея, да и просто мас­тер на все руки, Сергей КОЛОБОЛОЦКИЙ воссоздаёт старинные народные инструменты.
Уже много лет он ездит в экспедиции по удалённым уголкам нашей области, собирает информацию о них, записывает фольклор.
— Я занимаюсь традиционной культурой, часть её — ​музыка. Инструменты были, в основном, стихией мужчины. В одном лице он выступал, как музыкант, композитор, конструктор. В народной крестьянской среде никто не имел музыкального образования, но при этом все играли, — ​рассказывает Сергей.
Вот и он, музыкант-самоучка, подбирает мелодии на слух. А как заиграет на воссозданных собственными руками инструментах, так в душе что-то переворачивается.

Балалайка из лопаты
Как правило, говоря о русских народных инструментах, мы представляем гармонь, балалайку да свирис­тель. И даже не подозреваем, насколько интересны и многообразны они были: жалейка, гудок, колёсная лира, гусли, кугиклы. А как звучали!
Да и привычная балалайка изначально выглядела иначе. Треугольный корпус у неё появился благодаря музыканту, организатору и руководителю первого в истории России оркестра народных инструментов Василию Андрееву в конце XIX века.
— У традиционных балалаек не было единого стандарта, единого строя, они были разными по материалу, по конструкции, количеству струн, были и безладовые, и с нарезными ладами, — ​рассказывает Сергей. — ​Струны делали из кишок животных и конских волос.
Балалайки выдалбливали из куска дерева, в основном из липы, делали из высушенной тыквы, в ход шли и все подручные средства, например решето или хлебная лопата.
— Материалы были разными — ​клён, берёза, — ​рассказывает мастер. — ​Берёза более прочная, а у инструментов из хвойной древесины лучше звук.

Индейцы отдыхают
Из обычного тростника, толстого камыша делали кугиклы, во всём мире они больше известны как панфлейта. Причём нарезают их таким образом, чтобы каждая последующая «флейта» была на толстый палец короче предыдущей. В зависимости от того, какую мелодию играли, в руку набирали «флейты», каждая из которых имела своё неповторимое звучание.
До сих пор на таких панфлейтах, только связанных воедино, играют перуанские индейцы.
— У нас всю мелодию разбивали на полифонию — ​каждый играл какую-то часть, получалось очень красиво. Перуанскую игру и нашу крестьянскую можно сравнить, как мелодии на первых телефонах и на современных.
Принято считать, что родина волынки — ​Шотландия.
— В Серенске (городище вятичей в Мещовском районе) нашли литейную форму– триптих, на котором изображена южнорусская волынка. Относится к культурному слою XII-XIII века. Это гораздо раньше, чем она появилась в Шотландии.
Инструменты назвали по звуку, который они издавали. Например, гудок — прототип современной скрипки.
— Его делали по тому же принципу, что и балалайку — ​выдалбливалось «корыто» — ​большой черпак, натягивались струны. А играли смычком. Делается смычок просто — ​загибается лук, на него натягивается наконифоленный конский волос.

Юродивые лирники
— В Калуге в основном играли на цитрах, но в деревнях, как вспоминают пожилые женщины, и на гуслях играли. Причём инструмент был самодельный. А фабричные гусли были распространены среди священников и учителей.
Принято считать, что с гуслями ходили старцы, клали их на колени и пели душещипательные песни. На самом же деле таким образом играть на них было невозможно. Особо крупные гусли — ​похожие на шляпу Наполеона — ​придерживали подбородком. Играли на них разными способами — ​пощипывая или зажимая струны.
— Лира — ​механическая скрипка, распространённый калужский инструмент. Последний лирник жил ещё в 90 годах прошлого века в Хвастовичском районе. Мне удалось пообщаться с его потомками. Общероссийское хождение лирников закончилось в первой половине XX века. Играли на лире калеки, которые только таким образом могли зарабатывать на жизнь. Но они были не так просты, как кажется, у них была своя культура, песни исполняли духовные — ​народная «переделка» христианского учения. Строго следилось за тем, чтобы лирник соответствовал своему статусу.
Сергею удалось записать несколько песен калужских лирников. Взяв механическую скрипку в руки, он спел их нам, и что-то в этой музыке и словах было до боли знакомое и родное.
— Лирники были почитаемы, к ним с уважением относились, выгнать лирника, не дать ему покушать или не приютить было недопустимо.
Увлёкшись старинными инструментами, Сергей нашёл единомышленников по всей стране. Они переписываются в Интернете, обсуждают, как и из чего лучше сделать тот или иной инструмент. А ещё музыкант-самоучка рассказывает о народной культуре детям и даёт им попробовать сыграть на инструментах. Кто знает, может быть, у Сергея найдутся юные последователи и культура наших предков не исчезнет.

Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото Светланы ТАРАСОВОЙ.
Опубликовано: 17.11.2015 16:29 0 966
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев