Кириллов лавировал, лавировал, да не вылавировал!
Добавить к Булгакову немного Голливуда, взболтать, но не перемешивать.
Письмо командированного из Калуги к жене своей.
Здравствуй, милая! До окончания испытаний на заводе ещё далеко, а посему решил я скоротать вечерок в Калужском драмтеатре. Жаль, что в нашем городке нет театра! А тут билетик на премьеру подвернулся. Удача! Тем более что давали пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Имя очень уж известное, правда, в связи с другими сочинениями. А пьеса так себе. И название непривлекательное. А вот постановщик солидный: народный артист Валерий Кириллов, из самого Ярославля, колыбели российского театра. И решил он заодно отпраздновать юбилей американской шебутной киношки «Назад в будущее». Как? А просто взял и приклеил к названию пьесы название фильма.
Прихожу в театр. И таки да, милая, в таком театре чувствуешь себя обласканным комфортом уважаемым человеком. Сажусь в бархатное кресло. Вглядываюсь в разрисованный занавес. Ба! Знакомые всё лица из фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». А я-то, наивный, думал, что каждый режиссёр делает вид, что до него «Гамлета» не ставил ваще никто.
Спектакль начался кино-хроникой 1935 года, в котором и происходит действие. Кое-что сами, хитрюги, отсняли под немое кино. За занавесом обнаружилось блестящее во все стороны сооружение. Михаил Афанасьвич, помнится, любил прилагательное «страшный». Так вот — страшно блестящее! Центральную часть занял огромный циферблат, который легко перемещается в разных плоскостях,— очень остроумно сработано художником Людмилой Некрасовой. Однако вся эта конструкция сверкает галогенными лампами, что-то крутится и булькает с такой интенсивностью, что невольно делаешь ладошку козырьком, чтобы не ослепнуть. Обращать внимание на текст уже сил не хватает.
Кто понял, о чём это, — пишите в личку!
Да и вообще, о чём всё это? Некий изобретатель машины времени случайно отправляет своих современников в Москву Ивана Грозного. А сказать-то что автор хотел? Что бюрократ современный и в средневековье останется бюрократом, а вор — вором? Так это, милая, и внуку нашему понятно. Может, инженер задумал хитроумный побег из сталинской тюрьмы народов куда глаза глядят? А вот этого мне и не обозначили. Наряд милиции на дом к инженеру приходит? Так мы с тобой его, наряд-то, и сами бы вызвали, будь у нас такой опасный сосед. Радиоточка в квартире ему, вишь, мешает! А сейчас? Из каждого магазина — музыка боевая, что ни площадь — то митинг в поддержку, что ни сопляк за рулём — там и сабвуфер. Тут поневоле сам машину времени смастыришь, чтобы сбежать!
А на сцене между тем — гуляют все! Кто этот калорийный молодец в роли вора Мило-славского? Ага, Игорь Корнилов. Ну что ж, он весь из себя зычный, широкий, существенный. Но на протяжении большого спектакля он так и не сумел показать ничего, что бы уже не показал в крошечном видеоролике под немое кино в начале шоу. А вот Виктор Деринов в роли жулика Шпака понравился. Так же внушителен и капитален, владетель густого баритона, но, в отличие от Корнилова, никуда не торопится, и ему удаётся приковать внимание зрителя. Дьяк Фёдор — Вячеслав Соколов. Подозреваю, что режиссёр велел актеру до дыр запилить диск с фильмом Гайдая, чтобы как можно больше походить на своего экранного предшественника и затем вызывать у театрального зрителя безусловные рефлексы. Суетится в роли Якина актёр Вячеслав Голоднов, но на пожилого сладострастника он не тянет.
Кстати, о суете и сладострастии
В этом спектакле вообще все суетятся неумеренно. Кириллов как-то незатейливо понимает сценическое действие. Вот персонаж говорит, а сам в это время бросает о сцену какие-то шарики. Зритель же, со своей стороны, переключается с болезненным вниманием со смысла высказывания на траекторию полёта шарика. Из рук в руки незнамо зачем переходит странный рупор-раструб, актёры увлечённо крутят велосипедные педали, орудуют средневековыми копьями, катают по сцене здоровенную пушку… Уф! А о чём всё это? Впрочем, я уже спрашивал.
Эротика, дорогая, приятная штучка! Но всему должно быть время и место. И зачем жена управдома, как голодная, набрасывается на жильца? Объясните, люди добрые! И зачем полненькая, в возрасте царица пляшет в мини? Кто-то, наверное, случайно засмеялся. А мне взгрустнулось и захотелось уехать сейчас же в наш тихий городок. И захватить с собой актрису Людмилу Фесенко (шутка юмора!), которая сыграла Зинаиду, жену главного героя. И убедительно явила два лика женщины — стервозный и ласковый.
Мудрёную задачу решал Игорь Кумицкий. Шутка ли — оборачиваться из советского управдома в самодержца. Управдом получился лучше: гаденький, егозистый, трусливый чиновничек. А вот Иван Грозный что-то ужаса не вселяет. Зато по-хорошему цепляет Кирилл Бессонов в роли изобретателя Тимофе-ева. Из всех суетящихся на сцене он делает это наиболее искренне. Он по-настоящему вдохнул жизнь в своего героя — фанатичного учёного, порядочного человека, любящего мужа.
Я в антракте поспрашивал у местных. Оказывается, Кирилл ещё учится в театральном институте. Ручаюсь — у него большое будущее, если, не дай Бог, не увлечётся такими вот развесёлыми карнавалами. Впрочем, и усилия Кирилла Бессонова спектакль не спасают.
Неплохо поют (педагог по вокалу — Ольга Петрова), зажигательно пляшут (хореограф — Елена Ханель) в ярких костюмах Оксаны Богданович. Но всё это скорее самодеятельное шоу на празднике Дня города или у новогодней ёлки, чем драматический спектакль. Хорошо, что в нашем городке, милая, нет такого театра.