О вечном – с юмором и горчинкой

поставил спектакль по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Анатолий Бейрак на сцене Калужского драмтеатра.
15:00 22.09.2015
0 1024
Владимир КАРПОВ. Фото Александра ФАЛАЛЕЕВА.

поставил спектакль по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Анатолий Бейрак на сцене Калужского драмтеатра.

«Вся наша жизнь - один несчастный случай!»

А вечное - это Любовь и Дружба, это Семья, это, к сожалению, враждебность к чужому. Это история о том, как в начале прошлого века в небольшой деревне на Украине мирно жили русские, украинцы и евреи. Ходили в разные церкви и на разные кладбища, что не мешало по-соседски дружить, как плотнику Степану и молочнику Тевье. И была эта жизнь простых мужиков и баб трудна, как и положено. Ведь не зря мудрый реб Тевье сказал: «Вся наша жизнь - один несчастный случай!»

Ну почему же несчастный? Любимая жена и пятеро горячо любимых дочерей - повод для радости. И можно пережить трудности, если они предсказуемы. Но вот старшая дочь вопреки воле отца выходит замуж за бедняка; другая влюбляется в революционера, а третья и вовсе переходит в православие. А погром, смерть жены, выселение «в 24 часа» из родного дома? Кто может выдержать такое?

Спектакль светлый и умный

Воображаю вероятного зрителя, мозги которого «заточены» под комедию. Он встревожен. Не пугайтесь: это очень светлый и умный спектакль, обильно сдобренный неподражаемым, с грус-тинкой, еврейским юмором. Свидетельствую, что зрительный зал смеётся и аплодирует едва ли не каждые пять минут, в необходимых моментах слышны всхлипывания. Многие конспектируют на гаджеты речения молочника-философа Тевье, и назавтра после премьеры Интернет уже будет пестреть полезными цитатами.

Увы, бывают спектакли, которые тонут на глазах у зрителя, а актёры торопятся с тонущего корабля на халтуру. В «Поминальной молитве» Анатолию Бейраку удалось создать совсем другую атмосферу. Полное ощущение того, что исполнители ролей дружески-семейственно сроднились в этой работе и им тяжело расставаться после представления. И это тёплое чувство волнами уходит в зрительный зал.

Жить в согласии и уважать чужие обычаи

А ещё этот спектакль отличает бережное отношение к национальным традициям. С заинтересованным вниманием авторы спектакля погружают зрителя в мир еврейской культуры: празднование традиционной субботы, свадьба, печальная песня и зажигательный еврейский танец. Находится место даже религиозно-философскому диспуту. Только один вопрос: почему зрители не узнали, кто был репетитором по древнему языку ивриту?

Едва ли не самое мучительное для режиссёра - найти текст для постановки. С «Поминальной молитвой» Анатолий Бейрак пришёл в нужное время и место. Оказалось, что простенькая, на первый взгляд, история, которую сочинил выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем - очень нужна сегодня. Во многом потому, что живуча тупая нетерпимость к иноверцам-инородцам. И никогда не лишне внушать людям, что можно и нужно жить рядом в согласии, не растворяясь друг в друге и испытывая вежливое любопытство к чужим традициям. Поэтому одной из напряжённых и поучительных в спектакле стала сцена погрома. Вот они - искажённые злобой, тупые лица неудачников. Их жизнь не сложилась, а почему - не хватает мозгов понять. И вот кто-то, кому выгодна вражда, уже бьётся в псевдопатриотической истерике, призывая видеть в соседях источник всех бед. Угар пройдёт, крикуны раст-ворятся, а как жить соседям после этого?

Эти актёры могут всё и сразу!

С особым удовольствием напомню, что театр - это актёры. Спектакль, о котором речь, наполнен работами не просто исполнительскими, но по-настоящему художническими. Игорю Постнову его вызывающе славянская внешность нисколько не мешает играть Менахема-Мендла, мельчайшего предпринимателя. Предприимчивый и артистичный, но фатально неудачливый и бедный, он балансирует на грани опереточного фарса и откровенного голода. Радостно, земляки, что в нашем театре вырос значительный характерный и трагикомический актёр! Захар Машненков уверенно несёт мужественную тему. Его Урядник - не просто нерассуждающий солдафон, но хороший мужик, которого мучительно разрывает между бесчеловечными приказами и совестью нормального человека. Ещё один хороший человек - плотник Степан в исполнении Михаила Кузнецова. Казалось бы, примитивный пьяница, которого легко заразить завистью и неприязнью к кому угодно. Ан нет - за грубоватыми манерами и непрезентабельной внешностью скрывается добрая душа надёжного друга. Мясник Лейзер-Вольф, которого сыграл Сергей Корнюшин, может показаться занудным старикашкой, однако актёр приоткрывает душу своего героя - благородного и очень одинокого немолодого мужчины.

Надежда Ефременко в роли Голды - сочетание яркого таланта с огромным опытом. В первом акте эта большая актриса деликатно уходит на второй-третий план, чтобы в полную силу прозвучать во втором, когда её героиня спокойно и с достоинством принимает неминуемый уход из жизни. Её монолог, обращённый к рожающей дочери - одна из лучших актёрских работ последних лет.

К сожалению, иные режиссёры видят в таланте Сергея Лунина в основном его комедийную составляющую. Но этот актёр может поистине всё и сразу. Его Тевье-молочник поразительным образом сочетает в себе простоту и глубину. Малограмотный крестьянин, глубоко знающий Писание. В его обращениях к Господу Лунин окрашивает наивностью незаурядный ум. Мягкий добряк, Тевье неукротим, отстаивая убеждения. Но его большого сердца и ума хватает на то, чтобы прощать. Заметно, что актёр воспринял роль как выигрышный билет, тщательно её подготовил, с удовольствием и мощно провёл.

Анатолий Бейрак ставит в Калужском драматическом весьма регулярно - есть с чем сравнивать. И «Поминальная молитва», спектакль пронзительный и тёплый - одно из лучших его худо-жественных высказываний. А покидая зал, не забудем сказать друг другу: «Шолом алейхем! - Мир вам!» 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
eyJpdiI6Ik9jWG9jUkR5Y201WEJKZWlsV0pvS2c9PSIsInZhbHVlIjoiV2JHVlArN1A5L1h2R2RVUGgxcnB0ejY5cytjRFU2UUY0MEduT1NJYTdad3dmRHdVbS9ReFlieVJ4Z0xzQm11UkFscStWM1ROZlpDK1FKY0dTSTRmeWpVeGF6ZkdZT2JwMTFhK2Q4NkpNaFBjVnpCM2JZUUFaYVo1RGs0YVlad0FzTVd3dEhJNnpxc0FIekZKcUhiZ2gzLzIxMXJBTXhzUXg0Z09zcGdocFVtbVJEK3FHd29QalZOOWtTRFRSUHhwbmNaTEVlUDY5MG9DcGJZd1JSa1hDLzJoQVJsMHc0Z3VGOHlvdDk4cUFNb2RCWlZrU2hrTThpYzhkUUthcDNPOElGaXJxemovTWZTd1cxNmFjcU9aRGR5NVlkT0ZNeWhRUVFZOURPTU5kVUYwQWlHWStkWXZNNWxCbHF2YmR1NFNFdmN0aEV6RHlJL3hiNjNWMCtKNW5pcThhUmpCc3JtdWkvN1ZMNFRCWkdoWit1OXdROUJJbXBwRFQ1VVFrenovVk51b3RLTCs1QU4rTzB5VWNvWFdRWUJUOXduaDZvbFF1a25tTDl2aEc2NEY5LzNUeGR1bjNFT1o5M2R1ZzhYUSIsIm1hYyI6IjNhYzJjM2FjMDc1Njg1MzM3ZjgxYjQxZTVhN2UzNTI0YTNmYzJhZDE5ZDRmNjEwYjJmMWY1ZDk5MTk4MjhmMTMiLCJ0YWciOiIifQ==
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