«По дороге на Алтай нас оберегала подкова»

Светлана ТЕПЛЯКОВА. Фото из архива Дмитрия СИРОТИНА.
Опубликовано: 08.09.2015 15:43 0 1007
«По дороге на Алтай нас оберегала подкова»

Калужане Дмитрий СИРОТИН и Виктор ШИЛКИН на 42-летней «копейке» проехали половину России.
В 2012 году мы рассказывали, как Дмитрий Сиротин с друзьями ездил на старых «Жигулях» на Байкал. А теперь он добрался до Алтая.
— Впервые я побывал на Алтае в 2008 году,— рассказывает Дмитрий. — Мы с калужскими альпинистами поднимались на гору Белуха (высота 5506 м). Но тогда ездили на поезде, потом две недели шли с тяжёлыми рюкзаками (по 40 кг). Посмотреть красивые места не хватило времени. И я решил вернуться туда, но уже на «копейке». Поездку планировал заранее, прорабатывал маршрут: хотел побывать на Телецком озере, проехать по Чуйском тракту и остановиться у подножия годы Белухи. Это как раз те места, которые можно увидеть на картинах Рериха.

1000 км в день
— Ребята, с которыми я ездил на Байкал, в этот раз не смогли поехать. А в дальнюю дорогу надо всё-таки брать проверенных людей, чтобы не капризничали, не боялись трудностей. И главная интрига заключалась в том, что моим попутчиком стал человек, которого я почти не знал: Виктор Шилкин, брат моего лучшего друга. До этого мы практически не общались. Но мне рассказали, что Виктор — мастер спорта по рукопашному бою, любит природу, лёгок на подъем, не курит, не пьёт. За три дня до поездки мы с ним встретились, обговорили все детали, я передал ему список вещей, которые нужно взять. И 10 июля стартанули из Калуги на Алтай.
Добирались почти неделю. Проезжали по 800–1000 км в день. На заднем стекле машины сделали надпись: «На Алтай!» По дороге, особенно в Москве, нам сигналили, показывали: «класс!», поддерживали…
Погода на протяжении почти всего пути стояла хорошая: тёплая, солнечная. Вечером мы останавливались, выбирали место для ночлега. Обычно ставили палатку на реке или озере. Очень сильно влияли часовые пояса: в Екатеринбурге прибавился час, затем ещё два. И получалось, что мы вставали в 5 утра, а по московскому времени — лишь в 2 часа ночи.

Три дня на пляже
— В Интернете я нашёл 4 маршрута до Телецкого озера. Один из них проходил через самые красивые места. Но надо было преодолеть сложный горный перевал Кату-Ярык протяжённостью 3,5 км. В Интернете предупреждали: проехать его может только очень опытный водитель, к тому же один — все пассажиры должны идти пешком. Мы с Виктором посоветовались и остановились на этом маршруте.
Когда добрались до перевала, там сказали, что вниз мы скатимся, а наверх выбраться будет сложно, но есть трактор: если что — вытянет. В некоторых местах уклон достигает 45 градусов, дорога узкая — серпантин, но не пустая: и легковушки, и грузовые машины ездят. Грузовики буквально ползут вниз…
Мы съехали без проблем и через пару часов уже были на южном берегу Телецкого озера. Я думал, что можно ехать вдоль озера и выбирать место для остановки. Но берега скалистые, близко не подъедешь. Увидели небольшой кусок песчаного пляжа и палатки. А ещё метров через 300 — хорошее место для стоянки. Но эти 300 метров надо было ехать по песку. Рискнули, и метров через 15 колёса утонули в песке. Хорошо, что там отдыхали ребята на «уази­ке»… Пока они нас тянули, трос четыре раза рвался, брали у соседей и тоже порвали, потом новый им купили. Но до места добрались и 3 дня отдыхали, загорали и купались. Вода прозрачная, чистая, тёплая. Жара стояла: +35оС. Вокруг много отдыхающих, обстановка дружелюбная. Приезжают из Новосибирска, Республики Алтай, Алтайского края, из Кемерово… Все очень удивлялись, что мы из Калуги.
На берегу озера стоит домик местных жителей. Там живёт маленький медвежонок, которого нашли в тайге и назвали Машей. Совсем ручной. Дети играли с ним, как с собачкой. Маша носилась за ними по воде, её можно и покормить, и на руках подержать…

С одного озера  на другое
— После отдыха на озере мы двинулись к горе Белухе. Утром «Нива» нас вытянула с пляжа. Но предстояло ещё преодолеть перевал Кату-Ярык. Трактор протащил нас около км, потом 1,5 км я проехал сам, но двигатель стал сильно греться. Пришлось остановиться и 2 часа ждать помощи, я за это время успел даже сходить искупаться. В итоге какие-то 3,5 км мы поднимались больше 4 часов.
А до Белухи ехали два дня — 800 км. Добрались до турбазы, переночевали в палатке. Оставили машину на стоянке, взяли рюкзаки и два дня шли пешком по горной тайге в хорошем темпе и всё время вверх. Интересно, что комаров и мошек там совершенно нет, и это очень порадовало. Добрались до Аккемского озера у подножия Белухи. Там очень красиво! Вода — «молочная», из-за взвеси (возможно, кварцевый песок). Озеро наполняется из двух рек: одна — прозрачная, все камушки на дне видны, а вторая — белая. Здесь мы провели два дня.

Волшебная подкова
— В 2008 году на Аккемском озере я нашёл подкову. Тогда мы поднимались на вершину Белухи, и я брал находку с собой. Все удивлялись, потому что многие альпинисты даже тарелки и кружки оставляли, чтобы лишнюю тяжесть не тащить, а я подкову привязал к рюкзаку. Потом привёз её в Калугу и поставил дома на полочку. В этот раз решил вернуть на место. Привязал подкову проволокой к радиаторной решётке «Жигулей». И она всю дорогу нас оберегала. Когда на Алтай ехали, ни один гаишник не остановил!
Чуть выше озера стоит часовня в память о погибших альпинистах. Я нашёл пару гвоздей и шурупов от старой бани и прикрутил подкову над входом в часовню. И уже на обратной дороге нас на каждом посту останавливали.

В дороге не голодали
— В Калуге я основательно закупился консервами, тушёнкой, супами быстрого приготовления. Причём покупал всё в проверенных местах, по договорённости со знакомыми, чтобы брать хорошие продукты. И этих запасов хватило почти на всю поездку. По дороге покупали картошку, огурцы, лаваш, лепёшки. Когда тушёнка закончилась, мы купили в местном магазине, и это оказались отвратительные консервы — одна вода. На Аккемском озере ели горячие лепёшки. Там находится старая, ещё довоенная метеостанция, и одна женщина печёт хлеб. Вроде ничего особенного, но нам казалось, что это нечто космическое. Потому что все едят сухари, а здесь — настоящий горячий хлеб!

Не обошлось без приключений
— «Жигули» 1973 года выпуска, на которых я путешествую, появились у меня в 2007 году. Это мой первый автомобиль. Купил его у одной бабушки за 10 тысяч рублей. Сейчас есть ещё и «Мицубиси», но за «Жигулями» я слежу, это машина для души. Перед поездкой я её хорошо подготовил. Купил комплект резины для колёс, заварил недочёты, подремонтировал по ходовой части. Единственный человек в Калуге, который помогает мне её чинить, — Виктор Васильевич, он работает в одном из автокооперативов. Это мастер золотые руки, только с его помощью машина в порядке!
В дороге всё же не обошлось без приключений. Однажды потёк бензонасос. Открываю капот и вижу: всё в бензине. А связь не работает, позвонить и проконсультироваться не с кем. И тут по какой-то счастливой случайности в чемоданчике, который лежит в машине с дня её покупки, оказался новый бензонасос. Я сам заменил его. Стали выезжать — и горочка. Покатились вниз, въехали в грунт и заглохли. Всё! Машина не заводится. Я и свечи выкручивал — проверял, и поступление бензина смотрел… Не могу понять, что такое! Бросил всё и пошёл купаться. Возвращаюсь — Виктор говорит: «Я понял, в чём дело: в выхлопную трубу 10 см земли насыпалось». Мы её выковырнули, и машина завелась.
На Алтае открылась особенность местных автомобилистов — у них зажигание выставлено немного с опережением. В одном из сервисов мне тоже подрегулировали зажигание, и машина стала справляться с горками. На иномарках, я думаю, таких проблем нет. А у нас старые «Жигули», двигатель — 58 лошадиных сил…
На обратной дороге в Бийск решили вернуть зажигание на место. Но там в сервисе только головой покачали: «Нет, мы карбюраторными машинами не занимаемся» — и посоветовали частного мастера. Этот человек за 10 минут рассказал о машине всё и предупредил: «Мне не нравится, как двигатель работает, похоже, клапан зажат, его может заклинить». Отправил нас к другу, который 35 дет двигателями занимается, — тоже волшебник, «Жигули» с закрытыми глазами отремонтировать может! Он посмотрел, обалдел, на какой мы машине и откуда, говорит: «Я бы на вашем месте в Турцию или в Египет поехал!» Пригласил нас в дом, напоил чаем, дал 2 сумки огурцов в дорогу. Подремонтировал машину, и совершенно другой звук у двигателя появился. Приятно, что везде есть мастера, которые спасут в любой ситуации!

Светлана ТЕПЛЯКОВА. Фото из архива Дмитрия СИРОТИНА.
Опубликовано: 08.09.2015 15:43 0 1007
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев