Стою на горах я, вёсла обнявши…
Шестеро калужских туристов отправились в двухнедельный поход на Саяны, на горную реку Она. Но вначале им пришлось пройти с катамаранами около 20 км по горам.
В аэропорту нас встретил перевозчик. Рюкзаки закинули в прицеп и понеслись на реку. Причём понеслись в прямом смысле. Скорость у трансфера была около 120 км/ч. Вдоль дороги — заросшие травой луга да коровьи стада. Безлюдье.
Любишь сплавляться, люби и лодочку возить
Не верьте тем, кто говорит, что туристы-водники не таскают тяжестей, а все их вещи плывут в лодках. Эти лодки сначала нужно донести до реки. 20 километров по горам с рюкзаками — килограммов в 25 — у девушек и под 50 — у юношей. С этими тяжестями в гору лезли весь первый день. Проползли километра 4. Небольшое, в принципе, расстояние, но для гор и с тяжёлыми рюкзаками — вполне приличное.
Второй день был посвящён переходам через броды. Сушить ботинки было бесполезно. Холодный горный ручей пришлось пересекать за день раз шесть: через каждые пару километров.
По горным волнам
Наконец, катамараны собрали. Их у нас было три — по два человека на каждом. Первые полчаса-час мы занимались не греблей, а путешествием по принципу «ты неси меня, река». Река несла хорошо, но в основном на камни.
Мы вышли в среднюю Ону — 60 км спокойной реки с небольшими волнами и красивыми берегами. Ощущение покоя и расслабленности. Сверху — чистое небо с лёгкими облачками, снизу — прозрачная вода, сквозь которую пробиваются лучи солнца, высвечивая все камушки на дне. По бокам — горы, вокруг — свежий воздух. И не нужно больше ничего.
Самый большой сюрприз принесла стоянка. Отмахав вёслами километров 60 средней Оны, остановились на довольно высоком берегу, развели костёр, развесили сушиться вещи и только приготовили ужин, как на небо набежали тучи. «Традиционный вечерний дождь», — мысленно отметила я, прикидывая, не пора ли снимать гидрокостюм с верёвки. Пока прикидывала-раздумывала, туча извергла своё содержимое. Но оказалось, что это не дождь, а град. Причём крупный. Про град, пробивающий крыши машин, я уже слышала. Хотя конструкция палатки гибче, нехорошие мысли всё же роились — а вдруг?.. Но палатка «выжила».
Живность саянская
Самый страшный зверь, встреченный нами в горах, — бурундук. Эти грызуны размером с белку сбиваются в стаи и нападают на лагеря беззащитных туристов по ночам, съедая не спрятанные ими продукты. Это, кстати, очень способствует наведению порядка.
Но в целом это очаровательные и не слишком пуганые зверьки: подкрасться к ним на пару метров позволяют, от фотоаппарата не прячутся, щелчков затвора не боятся. В общем, лапочки.
Как-то вечером ловили по лагерю местную мышку. Любопытная зверюга от запаха еды не сбегала. Но при попытках схватить подпрыгивала на полметра примерно.
Не поймали.
Ну а главное, конечно, деревья. В Саянах растут кедры, и даже можно попробовать выгрызть недоспевшие кедровые орешки из шишки. Есть пихты, древесина которых пахнет вкусной смолой. А в лесу растёт дикая смородина. Почему-то в наших лесах я её никогда не встречала, тут же её — целые заросли.
Вернувшись в цивилизацию через 2 недели путешествия, я обнаружила, что успела отвыкнуть от суетливой толпы людей, от машин, от воды в реках, которую можно пить только после тщательной очистки, от грязного воздуха. От цивилизации, в общем. И нет-нет да и мелькает мысль, что в горах — лучше. Пусть даже с рюкзаком под 30 кг за плечами.