Красота по-чиновничьи
Стоит только солнышку пригреть землю, как улицы оглашаются рёвом бензиновых газонокосилок. Только-только показавшиеся стебельки высекают охотно и с удовольствием. Под нож идёт все: и лопухи, и одуванчики, и мелкие кустики, и даже всякий мелкий мусор.
А вот в Гааге я был удивлён тем, что траву там никто не косит. Она спокойно растёт даже между трамвайными рельсами и вообще на любых свободных клочках земли. Трава — это ведь тоже растение, точно так же вырабатывающее кислород, как и любое другое. А поскольку мест, не закрытых серым асфальтом, в городе не так много, радует любая зелень.
У нас же с травой борются с таким маниакальным упорством, как будто она выбрасывает ядовитые споры. Неужели на улицах и во дворах всё остальное настолько идеально, что только неравномерная высота травы мешает наслаждаться совершенством ландшафта?
Но, оказывается, существуют нормы, утверждённые Госстроем и определяющие уход за газонами. Траву должны скашивать, когда она достигает 10–15 см, оставляя 3–5 см. Требование это вводили, исходя из того, что в траве могут прятаться клещи и комары, а некоторые виды трав вызывают аллергию.
Но, во‑первых, это для настоящего газона — когда завозится и выравнивается специальный грунт, в него высаживается специальная газонная трава. В этом случае трава на газоне от стрижки становится только гуще и формирует плотный зелёный ковер. Но зачем сечь несчастные лопухи, которые и так чудом выросли на глине пополам со строительным мусором?
Во-вторых, если следовать такой логике, то нужно уничтожить в городе вообще все деревья и кустарники — ведь они точно так же могут служить убежищем для кровососущих насекомых и вызывать аллергию. Нормы противопожарной безопасности также притянуты за уши: кто-нибудь может назвать хоть один случай, чтобы из-за сухой травы на городском газоне случился пожар?
Прошлой осенью в Калуге проходила акция «Сажаем деревья вместе!», когда жители привлекались к посадке деревьев в своём районе. Вроде как правильно, но, с другой стороны, это же свидетельство того, что коммунальные службы сами не в состоянии профессионально заниматься озеленением.
В той же Европе, с её куда менее суровым климатом, в городе высаживаются уже полностью сформировавшиеся 2–3-метровые деревья, а не прутики, с большой долей вероятности обречённые на гибель. Для этого используются специальные посадочные машины, и занимаются этим профессиональные озеленители.
Словом, есть над чем подумать и чиновникам, и коммунальщикам, и нам с вами.